Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Архив

Профессиональный риск

Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания…
Но работа учителя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью – ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются ученики.
И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, задумаемся: а что же все-таки зависит от самих учителей? Как им ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания ученикам, которое во многом и придает смысл учительской профессии?

Татьяна Коновалова

Скрытые причины болезней

Как именно и почему душевное состояние влияет на физическое

Врачи выделяют три самых распространенных заболевания педагогов:
1) сердечно-сосудистые;
2) желудочно-кишечные;
3) нарушения опорно-двигательного аппарата.
Рассмотрим в самом общем случае причины перечисленных заболеваний.

Сердечно-сосудистые заболевания

Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Примем в качестве рабочей модели, что сердце – центр эмоциональности человека. Так мы попробуем объединить две точки зрения – научную и религиозную. Тогда можно утверждать, что у сердца кроме перекачивания крови есть и более важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на три явления: 1) неправду; 2) равнодушие; 3) зло. Все остальные физиологические задачи сердца – вторичны. Хотя бы потому, что их можно выполнять искусственно, подключив к организму специальную аппаратуру. А отличать правду от лжи, равнодушие от искренности никакая аппаратура не сможет.
Известно, что любая информация, достигающая мозга, сначала проходит через сердце и лишь затем направляется в мозг. Это подтверждает мысль, что главная задача сердца – уметь отличить правду от неправды, равнодушие от сострадания, добро от зла. Язык говорит об этом фразами, имеющими глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нож в сердце», «Он разбил мне сердце» (неправдой), – говорит девушка о предавшем ее любимом. Известны такие фразы: «Сердце кровью обливается», «Сердцем чувствую – этот человек невиновен...». Или: «Чует мое сердце, плохое это дело». «Чувствую сердцем – он жив», – говорит мать о не вернувшемся с войны сыне.
Есть у сердца и сверхзадача – распознавание высокого, прекрасного, духовного, настоящего... Всего того, чего вокруг так мало, так не хватает. Современная жизнь несет в себе много из того, что не принимает педагог. Она часто – здоровьеразрушающая и по сути  антихристианская. Человек различает несправедливость трояко:
– с помощью органов чувств;
– с помощью интеллектуального анализа;
– чувствуя несправедливость сердцем.
Ощущения неправды свойственны всем людям. Когда человек видит несправедливость, скажем, непомерно переполненный класс, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! В этом состоянии оно работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Задумаемся: что происходит при спазме? Прежде всего сокращаются и закрываются капилляры. Кровь с трудом течет через спазмированное сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода, продукты отработки выводятся недостаточно...
Но заболевание-то звучит как «сердечно-сосудистое»... Врачи называют сосуды вторым сердцем. А как обстоят дела с ними? Жизнь современного человека – это жизнь среди множества больших и малых неправд, вызывающих протесты, огорчения, разочарования.
Все то, что называется емким словом стресс, но именно стрессы и вызывают многочисленные спазмы. Мы  живем в условиях тотального спазма, частным случаем которого является спазм сосудов.
Как он возникает? Когда человек чувствует опасность, угрозу своим интересам или равнодушие, даже обычную несправедливость, его лично не касающуюся, он рефлексивно напрягается, как будто для отражения удара. Внизу живота мы часто чувствуем тяжесть в минуты опасности, иногда подобное ощущение возникает в области сердца... Этих «ударов» у учителя слишком много – поведение учеников, насмотревшихся бандитских и эротических сериалов, разногласия с директором, хроническая нехватка зарплаты, постоянное переутомление – день полон скрытой угрозы. Даже если на лице спокойствие и улыбка, внутренне нервы напряжены, кровь с трудом пробивается сквозь спазмированные сосуды... В результате возникает заболевание сосудов.
Итак, даже чисто умозрительно понятно, почему у педагога проблемы с сердцем стоят на первом плане – как протест против несправедливости жизни. Именно с несправедливостью учителю приходится сталкиваться особенно часто.

Желудочно-кишечные заболевания

Многие считают, что человеческий желудок — некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, прежде всего остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не перевариваю». Или так: «Меня от него тошнит». Язык явно проговаривает «мнение» желудка о ситуации.
Если ситуация неблагоприятная («сверху» спущена программа, с которой учитель не согласен), желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно качественно. Часто учитель в случае волнения начинает много есть, чтобы успокоиться. Пища буквально проталкивается в кишечник недопереваренная. Напряжение в желудке вызывает уже знакомый нам спазм. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмирустся, слабеет и заболевает.
Но мы определяем заболевание как «желудочно-кишечное»... Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник. Любое напряженное состояние, любая опасность угнетает кишечник, как будто удар пришелся и по нему. Он спазмируется, изменяется его химическая среда. В результате возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать. Ее место занимает патогенная микрофлора, вслед за которой приходит дизбактериоз, а за ним многие хронические болезни.
Пища не полностью усваивается дружественным человеку «народцем» – полезной микрофлорой кишечника, и недопереваренная выводится из организма. Человек может потреблять самые полезные продукты, а витамины и микроэлементы не усваиваются и эвакуируются из организма – «не в коня корм». Страдает желудок, за ним кишечник и далее весь организм.
Надо совершенно точно знать: здоровье человека – это, увы, в первую очередь здоровье его толстого кишечника. Совершенно неромантично, но точно. Нездоровый толстый кишечник неблагоприятно влияет на весь организм. В частности, невозможно вылечить легкие, если сначала не вылечить толстый кишечник.
Ко всему этому прибавим и вторую причину – недостаточно правильное, а точнее, чаще всего совершенно неправильное питание педагога.
Итог: вследствие каких-то хронических несогласий с жизнью желудок и кишечник слабеют и не могут качественно переварить пищу.

Проблемы с позвоночником

Это заболевание возникает у учителей в основном по нескольким причинам:
– вследствие малоподвижного образа жизни;
– неподвижных сидячих поз;
– нерационального питания, ведущего к неправильному обмену веществ.
Но это не вся правда. Проблемы с позвоночником возникают на фоне какого-то неблагополучия в организме. Как правило, если нет проблем в организме, то нет проблем и в позвоночнике. Представим себе двух больных, у которых одинаковые «соляные шипы» на позвоночнике и отложения солей. Но у одного позвоночник болит, у другого нет. Почему? Тот, у которого нет болей, не имеет серьезных неблагополучий среди внутренних органов. У другого есть заболевания внутренних органов, есть боли и в позвоночнике. Значит, надо сначала решать первостепенные проблемы организма и параллельно с этим браться за позвоночник.
Проблема остеохондроза, может быть, одна из самых серьезных для педагога. Чтобы разобраться в том, как себе помочь, зададимся вопросом: в чем причина остеохондроза?
Примем, что основная причина остеохондроза в разрушении кости и потере гибкости хрящевой и связочной конструкции позвоночника.
В организме человека проявляется принцип «безвозвратной утраты». Это когда с годами человек безвозвратно теряет кальций и другие вещества, необходимые для позвоночника. Но если бы даже все это было сохранено, все равно с годами что-то теряется, вечного в нашем мире ничего нет. С чего начинаются проблемы с позвоночником?
Проблемы с позвоночником начинаются с утраченной упругости межпозвоночного хрящевого диска. Причина этому – результат воздействия многих факторов, основные из которых: наследственность, образ жизни, мировоззрение.
С наследственностью понятно, на нее выпадает от 10 до 50% всех наших проблем. На образ жизни и мировоззрение приходятся все остальные причины. И это неудивительно. Как человек живет, таков у него и позвоночник.
Если учитель ничего не хочет знать о здоровом образе жизни, разве сохранит он в наше экологически и психологически сложное время свой позвоночник? А когда человек не хочет знать свою норму, когда он хочет больше, чем может понести, он обязательно надорвется и повредит позвоночник. Человек скромный, знающий, что ему надо, и живущий согласно своему мировоззрению, конституции, темпераменту и характеру, то есть человек гармоничный, имеет проблемы с позвоночником в 5–6 раз реже. Он, как правило, выстраивает свой образ жизни по правильной, при необходимости – по щадящей схеме и может вообще не знать об этом недомогании.

Основные причины заболеваний учителя

Зададимся вопросом, что же все-таки вызывает перечисленные заболевания? Ответ ясен: стресс и психическое перенапряжение.
Выделим в области учительского стресса три главных пункта:
1. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
2. Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями.
3. Вынужденное превышение нормативных нагрузок.
Но давайте задумаемся: разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-то беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и хуже. Все-таки везучий я человек». И никакого нарушения сердечного ритма, никакого повышения артериального давления, разве что совсем немного. Вспомним известную шутку: неудачник нюхает коньяк и говорит, мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает раздавленного клопа и говорит – коньяком пахнет. Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого – уныния и огорчений. Один вовсю отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию.
Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости! А если мы поразмышляем на эту тему, то увидим, что эта причина основная. Именно она создает и стресс, и чувство оптимизма.
Значит, существуют два уровня причин, разрушающих здоровье учителя, – мировоззренческий и психический, причем второй вытекает из первого.

Мировоззренческие причины

Основные причины таковы:
1) отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия;
2) неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста;
3) неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
4) наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
5) неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей;
6) неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне... и сохранить свое здоровье;
7) неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
Иной учитель, прочитавший эти строки, скажет: «Попробовали бы они с моей зарплатой, с моими без надлежащего присмотра детьми, с моими больными родителями и старенькой квартиркой говорить об умении радоваться...»
Такую реплику можно понять, как и то, что хоть на 1%, но можно принять то, о чем говорилось выше. И это уже будет шагом к здоровью.

Психические причины

Эти причины таковы:
1) неумение противостоять стрессам;
2) отсутствие навыка управления своими эмоциями;
3) частое превышение своих психических возможностей;
4) психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенности жизнью.
В качестве подтверждения разрушительности психологических проблем учителя приведем следующие печальные цифры:
– у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость;
– 50% учителей – невротики;
– 10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);
– если в коллективе 10–12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.

Внутренние усилия

Насколько виноваты в своих проблемах сами учителя, хорошо иллюстрирует другая не менее показательная статистика:
– лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;
– 20% учителей курят;
– 5% алкоголики;
– до 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;
– 5% учителей пробовали наркотики.
Реальные доходы педагога не растут. То, что нам бодро рапортуют о росте доходов – часто игра в цифры с инфляцией, которые создают видимость роста. А ведь сегодняшний учитель – ключевая фигура XXI века. У нас же такое впечатление, что хорошие учителя стране только мешают. Не будем обсуждать эту тему, отметим только, что в таких условиях проходит жизнь современного педагога и к ним надо как-то приспосабливаться. Непростая задача, не так ли? Но для многих из нас другого пути не предвидится.
Но если на материальную сторону жизни учитель повлиять не может, то его психологическое состояние и даже мировоззрение могут быть изменены в результате внутренних усилий. Именно внимание к собственной душе – главный путь к здоровью.

(По кн.: В.Т. Лободин, Г.В. Лавренева, С.В. Лободина. Как сохранить здоровье учителя. СПб., 2004.)

TopList