Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Архив

Профессиональный риск

Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания…
Но работа учителя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью – ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются ученики.
И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, задумаемся: а что же все-таки зависит от самих учителей? Как им ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания ученикам, которое во многом и придает смысл учительской профессии?

Татьяна Коновалова

Беда учительской авторитарности

О том, что в наших силах изменить

Проблема здоровья учителя по степени значимости должна рассматриваться в связи с общей концепцией здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Здоровье учителя и эффективность его профессиональной деятельности влияют на психическое здоровье учеников. Таким образом, задача сохранения и укрепления здоровья педагогов – одна из первоочередных.
Главное направление в решении этой задачи – восприятие самими педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности.
Необходима психологическая работа (возможно, с привлечением психологов-специалистов), направленная на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
Психологический дискомфорт учителя возникает в связи с множеством объективно и субъективно существующих причин:
• физическая и психологическая напряженность труда,
• постоянное оценивание со стороны различных людей;
• высокий уровень ответственности;
• тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учеников;
• авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
К субъективным причинам стоит отнести неудовлетворение базовых потребностей педагога – в уважении, в одобрении плодов деятельности, в психологической поддержке. 
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить главный источник стресса на уроке. По мнению специалистов, это феномен «учительской агрессии» (выделяются экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия). Отрицательные эмоциональные состояния – стресс, страх, тревога, агрессия – особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.
Известный ученый-физиолог К.В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения учителя:
• диктаторский, безапелляционный тон;
• штампованные назидания;
• издевательские обращения;
• угрозы, запугивания.
Таким образом, даже простое изменение стиля общения учителя с учениками в сторону доброжелательности способно значительно ослабить уровень профессионального стресса.

/по материалам образовательных интернет-сайтов/

TopList