Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2008

Разное

Наш традиционный вопрос «Самое-самое в плюсе и в минусе за прошедший год?» на этот раз мы задали участникам костромской конференции. Как ни странно, никто из них не переспросил: мол, а что, собственно, вы имеете в виду? А тут же включился в этот импровизированный блиц-опрос.

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук ;
Мария Ганькина

Блиц-опрос

По итогам календарного года

В плюсе:
ОБУСТРАИВАЕМ ПАРК

Ребенок из нашей школы победил во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Надежда России». Его проводят раз в два года. Мы второй раз участвуем. Первый раз у нас было первое место, сейчас мы заняли второе. Над проектом работала вся школа, но представляла его одна ученица из 10 класса.

Надежда Николаевна МАРЬИНА,
заместитель директора по воспитательной работе,
СОШ № 13

Что это за проект. Мы живем в микрорайоне, удаленном от центра Костромы. И мы решили возродить парк в нашем микрорайоне, для того чтобы он стал местом культурного отдыха населения. Мы уже реально работаем над обустройством парка. Наши школьники убрали весь мусор в парке, потому что это было очень захламленное место. Убирали в выходные дни после уроков. Дети работали вместе с жителями окрестных домов. Но инициатива исходила от детей. Сначала они провели социологический опрос, чтобы выяснить отношение местных жителей к развитию парка. А потом вешали объявления, звонили по телефону, приглашали.
Мы уже нашли спонсоров, которые нам помогли и организовали машины для вывоза мусора. Теперь они выделяют деньги на детскую площадку. Ее мы хотим весной разбить в парке.
Раньше рядом с парком находился дом графа Воронцова и были пруды. Мы хотим очистить два пруда, чтобы запустить туда рыбок. Вообще получается грандиозный проект.

В минусе:
Я БЫЛА В ШОКЕ

Мне было очень неприятно узнать, что одна девочка из 6 класса курит. Я в этом классе не классный руководитель, а учитель русского языка и литературы. Но я их вижу не меньше девяти часов в неделю.
Эта девочка – настоящий цветок. Божий одуванчик. Когда она сидит на уроке, у нее такие ангельские глазки... И вдруг попадается мне с сигаретой! Она шла по улице и просто не ожидала меня увидеть. Я была в шоке...

Елена Валерьевна ПРИБЫЛЬСКАЯ,
заместитель директора по воспитательной работе,
гимназия № 15

В плюсе:
ДЕТИ САМИ СОЧИНЯЛИ

Плюс – это создание новой программы «Актив», направленной на то, чтобы дети более активно участвовали в жизни школы. Поскольку у нас гимназия, дети очень сильно загружены учебой. У них мало времени и сил остается на творчество. Вот нам и хотелось помочь детям самим что-то создавать, творить, делать своими руками, получать от своих усилий удовлетворение. На это и направлена программа «Актив». Она и детям нравится, и нам нравится.
Например, у нас замечательно прошел общешкольный конкурс чтецов, посвященный Дню учителя. В нем все приняли участие – с 1-го по 11 класс. Читались и стихи известных поэтов, и авторские. Сами дети сочиняли.
Сейчас готовится праздник «Посвящение в гимназисты». Всегда его готовила я. Сейчас готовит 11«В». Это и есть самый главный плюс. Если раньше львиную долю организовывали мы – замдиректора, педагог-организатор, учителя, то сейчас дети сами взялись. Ну не без помощи классного руководителя.

В минусе:
НА СЫНА ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАЕТСЯ

Минус – это то, что я не оказываю должного внимания своему собственному сыну. Получается, что чаще всего я вижу его в школе, набегами. Он в 11 классе учится. А в школе все общение сводится к деловому: «Ты мне не мешай. Вот тебе 10 рублей, иди дальше». Главный минус для меня – то, что я свой материнский долг не в полном объеме выполняю. На собственного ребенка времени нет.

Юлия Александровна КОСТЕЛЬЦЕВА,
заместитель директора по воспитательной работе,
школа № 38

В плюсе:
ПРОШЛИ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЬНОЙ СТРАНЫ

В должности замдиректора я работаю первый год. Предыдущие десять лет я была просто педагогом-организатором. Поэтому мне интересно осваивать новую должность. Главный плюс для меня – то, что я уже начала осуществлять свою воспитательную программу, которую мы готовили, естественно, все вместе. Программа называется «Школьная страна», по ней дети занимаются самоуправлением. У нас прошли выборы президента Школьной страны. Причем дети участвовали и делали всё сами, самостоятельно.
У нас классы – это не «А» или «Б», а города. У каждого есть определенное название. А президент Школьной страны управляет этими городами. То есть он мой личный помощник. У старшеклассников созданы министерства: Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство здоровья. Когда кого-то из учеников ставят на должность министра, они собирают свою команду. Сами решают, с кем они хотят работать. Допустим, Министерство культуры – это те ребята, которые занимаются именно культурными и творческими мероприятиями в школе, которым это интересно.

В минусе:
НЕ ХВАТАЕТ АКТИВНОСТИ

Хочется, чтобы классные руководители больше подключались к этому делу. Конечно, сдвиги есть, но пока небольшие. Как завуч, я столкнулась с недостаточной активностью классных руководителей.

Мария Николаевна КОМОВА,
заместитель директора по воспитательной работе,
школа № 29

В плюсе:
ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Наверное, самое положительное, эмоциональное и яркое впечатление, которое у меня было за эти полгода, – мы впервые провели День самоуправления. Его планировали давным-давно. Так как у нас уже третий год работает и развивается ученическое самоуправление, мы в этом году попытались сделать так, чтобы в этом дне смогли поучаствовать не только старшеклассники.
Самоуправление выражалось в том, что дети сами проводили урок. Эти уроки все были направлены на интеллектуальное, творческое или эмоциональное развитие.
Ученики проводили занятия не в своем классе, а в других. Например, семиклассники ходили в 1 классы, даже 5 классы ходили преподавать. Проводили не поодиночке, а группами. Допустим, группа девятиклассников провела два урока в 1 классе. У них было открытие школьного телеканала «Два плюс один». Очень интересное мероприятие получилось. В течение двух уроков они открывали телеканал. И так далее.
У классных руководителей была возможность побывать на этих уроках. Причем у них было право выбора: пойти в свой класс или посмотреть, как свои проводят уроки в другом классе. Ведь у классного руководителя часто возникает проблема, какие мероприятия можно в классе провести. Так вот, в рамках этих уроков мы с детьми подготовили большой блок внеклассных мероприятий. И показали их как демонстрационные открытые площадки.
Мы весь сентябрь готовились к этому Дню самоуправления. А прошел он 5 октября, в День учителя.

В минусе:
ОСТАЛИСЬ БЕЗ ВОДЫ

У нас сорвался фестиваль песни «Фабрика звезд». А все из-за того, что в школе только вчера дали воду. Мы целую неделю после осенних каникул не могли начать учиться. Сейчас думаем перенести фестиваль на другое время, но все равно неприятно. Мы же готовились к нему. Вот это меня сейчас сильно огорчило.

Сергей Владимирович СЕДОВ,
заместитель директора по воспитательной работе,
гимназия № 25

В плюсе:
ЖИВЬЕМ ГРЫЗЛОВА УВИДЕЛ

Я представлял гимназию на церемонии вручения федеральных дипломов и грантов в рамках двух социальных проектов – «Наш дом» и «Наши родители». Мне очень запомнилось это мероприятие. Проходило оно в Москве, в Союзе театральных деятелей на Страстном бульваре. Я увидел огромное количество известных людей, пообщался со Светланой Журовой, живьем Грызлова увидел.
Мы представляли работу, которая называлась «Связь и единство поколений». У нас один из лучших в городе школьных музеев, где собрано около 30 часов видеозаписи рассказов ветеранов о своей жизни и войне. Это раз.
А во-вторых, у нас создано детско-ветеранское объединение, реально работающее, которое постоянно взаимодействует с ветеранами, ведет реальную тимуровскую работу…
Костромская область, между прочим, представила разработок больше всех после Москвы.

В минусе:
УШЛИ ПЕДАГОГИ-ОРГАНИЗАТОРЫ

Конкретное мое большое огорчение – в этом учебном году я остался один на один с классными руководителями.
А у зама по воспитательной работе, я уверен, должны быть помощники. Вот раньше были же пионервожатые. Ставки педагога-организатора и сейчас есть. Просто не хотят молодые люди работать в школе.
В прошлом году к нам приходили две девочки-студентки. Ушли в середине года. Говорят: зачем мы будем получать за такую огромную работу две тысячи рублей, когда сможем эти деньги заработать, не утруждая себя?
А работа действительно огромная. Урок может технически провести любой человек. Другое дело – живая работа с детьми. Конечно, школе нужна молодежь. Эту проблему надо обязательно решать на государственном уровне.
Может быть – и в этом я вижу как бы смычку высшего и среднего педагогического образования, – заключать договора со студентами? Они же получают образование за счет государства. Значит, должны что-то отработать в школе. Хотя бы некоторое время.

TopList