Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2008

Архив

В роли конфликтолога

Когда классный руководитель вынужден разбираться в конфликте между своим классом и своими коллегами, все его внимание уходит на одно: как погасить конфликт.
А погасить его надо любой ценой: чтобы не только детям и учителям-предметникам жилось спокойно, но чтобы и самому жилось спокойно. Да оно и понятно: по-настоящему хорошо и продуктивно работается только в дружественной атмосфере.
Но мы вдруг подумали: а что, если не спешить гасить конфликт? Для начала хотя бы к нему присмотреться – откуда он берется и как разрастается? И все ли способы хороши для поддержания обманчивой школьной «стабильности»?
Это только первые подступы к теме. Разведка боем. Самая предварительная попытка начать разговор о неизбежной для классного руководителя роли конфликтолога, а порой и штатного психолога.
У каждого из вас наверняка на памяти не одна подобная история. Очень ждем ваших рассказов, откликов, размышлений.

Нина Мишина ,
классный руководитель с 30-летним стажем, г. Горнозаводск, Пермский край

«Никому мой опыт не нужен»

В прошлом году в разговоре с довольно-таки молодой учительницей математики в классе, где я была классным руководителем, я услышала фразу: «Я не собираюсь встречаться с его (ученика) матерью где попало, только на своей территории». Я ничего не поняла, переспросила. Оказывается, у этой учительницы есть своя территория (школа, класс) и чужая (квартира или дом, где живут родители ученика).
После этого я еще несколько раз слышала это выражение – «на своей территории». Мне кажется, оно у современных педагогов не случайно. Это тенденция такая – родители по ту сторону баррикад.
Какими словами говорить-писать-кричать, чтобы до сердца человека, работающего в школе, дошло: семья ученика – это твоя территория! Без тесного сотрудничества с родителями педагог, даже самый блестящий, не будет иметь блестящих учеников. Не будет. Воспитание и обучение школьников возможно только в нормальном человеческом контакте с их родителями!
У меня огромный опыт совместной работы с родителями трудных подростков. До сих пор родители моего экспериментального класса практически все для меня очень близкие люди. За девять лет они стали мне ближе и дороже большинства коллег.
О коллегах. Раньше, работая в коррекционных классах, я постоянно предлагала учителям-предметникам обращаться ко мне за помощью по двум вопросам: работа с трудными детьми, работа с родителями. Теперь предлагать бесполезно. Никому такой опыт не нужен. Да и раньше, признаться, немногие учителя обращались ко мне за советом. Мой 8-й, а потом 9 «В» был лакмусовой бумажкой для предметников: только двое из них (это были те, кто работал со мной в тесном контакте) нашли общий язык с мальчишками, глубоко уважали и любили их.
Остался год до пенсии. Может быть, я чего-то не понимаю? Может быть, я устарела? Может быть, мне надо успокоиться и помалкивать в тряпочку? Что скажете?

TopList