Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2008

Архив

В роли конфликтолога

Когда классный руководитель вынужден разбираться в конфликте между своим классом и своими коллегами, все его внимание уходит на одно: как погасить конфликт.
А погасить его надо любой ценой: чтобы не только детям и учителям-предметникам жилось спокойно, но чтобы и самому жилось спокойно. Да оно и понятно: по-настоящему хорошо и продуктивно работается только в дружественной атмосфере.
Но мы вдруг подумали: а что, если не спешить гасить конфликт? Для начала хотя бы к нему присмотреться – откуда он берется и как разрастается? И все ли способы хороши для поддержания обманчивой школьной «стабильности»?
Это только первые подступы к теме. Разведка боем. Самая предварительная попытка начать разговор о неизбежной для классного руководителя роли конфликтолога, а порой и штатного психолога.
У каждого из вас наверняка на памяти не одна подобная история. Очень ждем ваших рассказов, откликов, размышлений.

Мария Егорова ;
Татьяна Коновалова

Между двух огней

Реплики подмосковных классных руководителей по поводу конфликтов между учениками и учителями

«На халяву не рассчитывай»

Алла Ю., г. Мытищи

Дети, конечно, могут прийти и пожаловаться – на рукоприкладство учителя, на какую-то хамскую выходку, на то, что он несправедливо их в чем-то обвиняет. Но чаще всего ученики жалуются на несправедливо поставленные отметки. Приходят и говорят: «Вот она мне поставила, а я знаю, почему. Она меня не любит и поэтому мне оценку занижает» (читайте об этом «Юридический справочник школьника: выставление оценок», № 2 за 2008 год. – Прим. ред.).
Такие вещи случаются часто, и тут, конечно, любому классному руководителю приходится выступать посредником. В нашей школе любой ученик, если отметка его не устраивает, может пойти к классному руководителю и попросить его, чтобы он договорился с нужным учителем о пересдаче.
И тут не стоит идти на поводу у учеников. Классный руководитель обязан сказать: «Ну хорошо, я договорюсь, но и твои усилия тоже требуются. Если хочешь оценку повыше, то и задание тебе будет потруднее. Готовься, на халяву не рассчитывай».

«Что ж в этом хорошего?»

Кристина Д. , г. Зеленоград

У меня в спецшколе была учительница немецкого языка, которая преподавала из рук вон плохо. Такая тихая пожилая советская тетечка.
И вот мы однажды написали петицию, пошли к директору и сказали: «Дайте нам другого учителя, мы хотим знать немецкий». И нам ответили: «Ребята, ей до пенсии уже немного осталось. Конечно, вы имеете право. Но поймите чисто по-человечески. Она не виновата, что ее тоже так плохо учили в свое время. Ей осталось год доработать. Представляете, каково ей будет, если ее сейчас снять?»
Мы сказали: «Ну ладно». А в результате теперь из моего бывшего класса никто не знает немецкого языка. Что ж в этом хорошего?

«Тебе дано 45 минут урока»

Сергей П., г. Дубна

Гораздо чаще ситуации, когда классному руководителю жалуются не дети, а учителя. Естественно, претензий множество. Но, как правило, предметники жалуются, что дети опаздывают к ним на уроки, не выполняют домашние задания, плохо себя ведут...
По-моему, дисциплина – это все же проблема конкретного учителя-предметника. И ее надо решать, а не жаловаться классному руководителю.
Что тут может сделать клас-
сный? Ну, допустим, он с детьми поговорит. Дети скажут: да-да, конечно, мы больше так не будем. Но если они не любят учителя или уроки скучные, то они все равно будут дурака валять и исподтишка доставать учителя – не тем, так этим. Все равно это проблема их личных взаимоотношений. Ситуацию может изменить только сам учитель. Вот тебе дано 45 минут урока, используй их для дела.
Когда ко мне, как к классному руководителю, приходят с жалобами предметники, то что я всегда делаю? Я иду на урок. Смотрю, что там за ситуация. И я, конечно, не говорю коллегам в лоб: «Извините, но у вас на уроке скучища, поэтому дети и развлекаются, как могут». Я пытаюсь объяснить, что нерабочий шум возникает, когда ученикам нечего на уроке делать. Но не надо путать его с нормальным рабочим шумом, когда дети заняты делом. Ну и пытаюсь в мягкой форме подсказывать учителям-предметникам какие-то ходы: как учеников озадачить интересными заданиями, как задать на уроке высокий темп, чтобы проблемы с дисциплиной не возникали.
Наши предметники – очень думающие учителя. У нас в школе ситуация в этом смысле хорошая. Они все для меня – коллеги, понимающие собеседники. То есть я всегда знаю, что своими советами кровно никого не обижу.

«Хочешь не хочешь, а приходится»

Людмила Р., г. Пущино

Ситуаций, когда твоему классу, не разбираясь в обстоятельствах, надо дать нагоняй, не так уж много. Чаще всего это чисто дисциплинарные вещи.
Например, какая-нибудь учительница пожаловалась, что ваши дети приходят в грязной обуви и следят в ее кабинете. Или у кого-то из предметников урок после большой перемены, и ваши дети все время к ней хронически опаздывают из столовой.
Все, что касается организации общешкольной дисциплины, тоже входит в обязанности классного руководителя. Хочешь не хочешь, а приходится следить, чтобы твои дети не болтались по школе в грязном виде и не опаздывали к началу уроков.

«Ровно наоборот»

Динара Г., г. Химки

На чьей быть стороне? Это зависит от того, с кем ты сейчас разговариваешь. Я считаю, что в разговоре с предметниками надо защищать учеников. Надо пытаться, чтобы они увидели другую сторону медали, чтобы встали на точку зрения учеников.
Ну а в разговоре с учениками – ровно наоборот. Там уже наша задача в том, чтобы они поняли логику учителей или администрации.
Получается, классный руководитель всегда выступает в роли переговорщика.

TopList