Архив
Зеркало для классного руководителя
Кому, как не классным руководителям, знать, что многие ученики хотят казаться старше и солиднее, чем они есть на самом деле. Прямо на лету хватают подсказки, которые мы демонстрируем своими приоритетами, суждениями, оценками, и складывают из них образ престижного взрослого. А мы и рады стараться!
Вот недавно одна учительница похвасталась блестящим рефератом своего ученика: «Посмотрите, какая логика, какой серьезный стиль изложения. Вот бы все так умели работать!»
Но мы почему-то не стали разделять ее восторгов. Неужели же наукообразие и есть, по мнению педагогов, некий идеал ученической работы?
Процесс очищения речи от школярских штампов долгий. И поначалу (после окончания вуза) попытки быть искренним порой оборачиваются не слишком умелой шутливой просторечностью. Подлинная же искренность и простота приходят (или возвращаются?) с возрастом.
Сегодняшние материалы – некая скромная иллюстрация этого долгого пути от желания во что бы то ни стало казаться умным к незатейливой простоте, когда исчезает страх быть самим собой и называть вещи своими именами.
Томас Лопадор ,
педагог театрального кружка
педагог театрального кружка
Моя карьера Деда Мороза
Воспоминания бывшего милиционера
Дед Мороз во мне проснулся сразу, как только я в первый раз примерил на себя костюм. Когда я его надел, мой голос сам изменил свой тембр. Я заговорил басом, походка замедлилась, движения расширились и укрупнились. Я почувствовал, как перевоплощаюсь в Дедушку Мороза, который прилетел с Северного полюса или с Великого Устюга.
А служил я тогда московским милиционером. Хотя родился и первые семь лет жил в Новосибирске, где мама с трех лет водила меня в знаменитый Театр оперы и балета. Мы с ней пересмотрели все детские спектакли: «Щелкунчик», «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок». Это был восторг до слез. А на вопрос «Кем ты хочешь быть?» всегда отвечал: «Юрием Никулиным» (очень я любил этого артиста).
Сам я непьющий
Под Новый год в нашем отделении милиции снарядили служебную экспедицию. Мы – это я, водитель и сопровождающие меня лица (2 единицы) – ездили по домам сотрудников отряда и поздравляли детишек.
Было очень смешно. Когда приезжали на место, я в облике Деда Мороза шел с ребенком разговаривать, а сопровождающие лица в это время с родителями на кухне за наступающий год прикладывались. Сам я непьющий, поэтому без сопровождающих лиц мне никак нельзя было: ведь известно, что родители в таких случаях стараются напоить Деда Мороза.
Детки во все глаза на меня смотрели. Кто помладше – молчат, я больше выступаю – песенки, душевный разговор. А которые постарше – так те сами говорят, спрашивают разное. Тут уж мне надо не ударить в грязь лицом – мастерство сказочного диалога проявить. Ведь очень важно поддержать в ребенке зыбкое чувство волшебства. Чтобы у него не осталось сомнений в новогоднем чуде. Чтобы радость общения с Дедом Морозом хранилась потом в памяти светлым, добрым праздником.
Продолжая служить Мельпомене
В один прекрасный день я ушел из милиции. Командир дивизиона милиционер Козлов (кстати, он уже генерал) считал, что, уходя, я обрекаю себя на жизнь, полную лишений и опасностей: когда жена – учитель плюс двое маленьких детей. Но он и представить себе не мог, какой самодовлеющий метод изображения жизни овладевал мной тогда!
И вот вместе со Снегурочкой я совершал новогодние рейды по микрорайону. Заказы были не только от жителей, но и от школ.
В школьный новогодний праздник я обычно включался по ходу действия. Тут надо было знать много загадок, использовать площадные присказки и раёшные потешки, новогодние детские анекдоты и стишки. Так я оттачивал свое ораторское искусство, продолжая служить Мельпомене.
Не хочу хвастать
Когда ходили по квартирам, преимущество Снегурочки по сравнению с милиционерами было особенно ощутимо. Те-то к концу смены обычно нахрюкивались до поросячьего визга.
Мы приходили в дом. Снегурочка сразу же шла к ребенку – подготавливать его к встрече с Дедом Морозом. А я шел к родителям – спрятать в красный мешок их подарок ребенку. Потом я представал перед ребенком, и мы со Снегурочкой пели нашу песенку. Ну а потом – уж как получится. Приходилось и с собакой играть, и котят кормить, и кукол спать укладывать, и байки всякие рассказывать, и плясать.
Не хочу хвастать, но то, что мы делали для детей, не делала ни одна фирма «Заря». У них ведь конвейер по всей Москве, график, заработок, заветные сто грамм. А у нас все по-домашнему. Индивидуальный подход к каждому ребенку. От дома к дому ходили с песнями и прибаутками. Поздравляли прохожих. Просто так.
Индивидуальный подход
В одном доме пятилетний малыш показал нам свою любимую игрушку – «Паровозик из Ромашково». И нам пришлось вместе с малышом разыграть по ролям весь его любимый мультфильм. Малыш просто сиял от счастья!
В одной квартире нам пришлось разговаривать с малышом в присутствии пьяного папаши. Малыш был печальный и какой-то взрослый. Папаша сидел тут же и смотрел телевизор, делая вид, что в комнате никого нет. Наверное, тяжелая работа или недостаток в детстве душевного тепла приводят таких папаш к этому печальному результату.
А в другом месте нас встретила действительно взрослая девочка одиннадцати лет. И вдруг она оказалась восторженным и веселым человечком, который верит в сказку и много мечтает. Она показывала свои рисунки и рассказывала свои стихи. Это было так трогательно, что Дед Мороз ушел со слезами на глазах.
Пришли один раз к трехлетнему мальчику. А у него огромный строительный разноцветный конструктор. Нам со Снегурочкой самим стало интересно, и мы построили вместе с малышом круглый замок с причудливыми арками и разнообразными башенками. Получился настоящий дворец в стиле барокко. Ребенок так обрадовался, что сразу же стал заселять дом игрушечными зверюшками…
Номер не прошел
И вот однажды 31 декабря в 22.00 я завершил обход детей и поехал домой – теперь уже к своим собственным детям. Ниночке было тогда три годика, Васе годик.
Пришел Дед Мороз, принес подарки, отработал по полной программе… Но как только я вышел за дверь (жена потом рассказала), Ниночка и говорит: «Папа сичас пилиоденется и плидет!»
Номер не прошел! Своих детей мне никогда не удавалось разыграть – наверное, они меня по глазам вычисляли.
Само собой
Когда мои дети пошли в садик школы Тубельского, тут само собой пришло время и мне с ним познакомиться.
Садик оказался необычным. Здесь работали неравнодушные, фонтанирующие идеями люди. Вот и Новый год был у них фантастическим, таящим в себе некую загадку. А чтобы разгадать ее, детям нужно преодолеть всяческие препятствия.
Преодолев их, дети встречаются наконец с Дедом Морозом – со мной, значит. В моих руках возникала гитара, и звучала песенка. Дети легко включались в игру, импровизированную сказку, легко и естественно существовали в сказке. Некоторые даже расстраивались, когда сказка заканчивалась. Утешением служил подарок и… фотография с Дедушкой Морозом в обнимку.
Много раз меня приглашали на роль Деда Мороза. Я работал в самых разных местах, но все равно старался выкроить время, чтобы поучаствовать хотя бы в нескольких детсадовских представлениях.
Так продолжалась моя карьера Деда Мороза.
По сценарию роно
А однажды меня пригласили в другой, самый обычный садик, где заведующая первым делом достала сценарий детского новогоднего утренника, утвержденный еще 20 лет назад каким-то вышестоящим органом, и попросила меня посещать репетиции.
Да-а, по сравнению с нашим садиком… Никакой самодеятельности! Никаких неожиданностей! Зачем что-то выдумывать, когда уже все давно утверждено роно!
Но детишки везде одинаковы, всем хочется праздника. Поэтому я старался изо всех сил, чтобы и им было весело.
Призыв к папам
В конце хочу призвать всех пап не отстраняться от миссии Деда Мороза. Сам получаешь большое удовольствие, проживая эти ситуации с детьми.
Даже если у вас нет никаких актерских способностей, смело нацепите бороду, возьмите в руки посох, глубоко вздохните и скажите басом: «Здравствуйте, детишки! С новым годом!»