Архив
Дружный класс
Что такое «дружный класс», порой становится понятно лишь много лет спустя. Бывшие одноклассники давно закончили школу, но непостижимым образом живы ниточки, связавшие их когда-то.
При редких встречах – всплеск воспоминаний: а помнишь? Как волновались, когда не успели дорисовать декорацию, а потом пустую половину королевского дворца пришлось прятать за занавесом. Или как во время конкурса на лучшего Деда Мороза сразу у двух отвалилась борода… Как рождались идеи и преодолевались трудности.
И кажется: а что особенного? Почему годы идут, а воспоминания не стареют и мы по-прежнему интересны друг другу? А потом понимаешь: да ведь у нас помимо учебы всегда было какое-то важное общее дело: спектакль, поход, стенгазета, капустники, дни рождения, совместные поездки… А вместе с общими делами складывались, развивались и крепли взаимоотношения.
Дорогие классные руководители, не жалейте времени на жизнь. Чем больше общих интересных дел вы затеете со своими подопечными, тем дружнее и сплоченнее будет класс!
Елена Гуцол ,
учительница начальной школы, Москва
учительница начальной школы, Москва
Хроника школьных будней
Три этюда в мажорных тонах
Этюд первый
КОРОННАЯ ФРАЗА
Началось все еще аж с первого класса. В третьей четверти на уроках труда мы стали учиться пришивать пуговицы. Мамки, как всегда, собрали детям к уроку самые толстые нитки и иголки с самыми маленькими ушками.
После объяснения хода работы дети приступили к заданию. И тут началось: «Помогите вдеть нитку в иголку», «Помогите завязать узелок» и т.д.
Когда я поняла, что меня на всех не хватит, то предложила обращаться за помощью к одноклассникам. Те с удовольствием стали помогать. С тех пор повелось: идет ребенок за помощью, не важно, на уроке или после, а я сразу: «У тебя двадцать три одноклассника, спроси у них».
Поначалу приходилось регулировать процесс взаимовыручки. А теперь это вошло в привычку: если на уроке, или на перемене, или на продленке ребенку нужна помощь, он не бежит к учителю, а просит помощи у одноклассников.
Вы думаете, что я ленивая и не хочу объяснять? Нет, просто, уча других, мы сами учимся, и пока один ребенок рассказывает другому, как сделать домашнее задание или какую-нибудь поделку, он и сам лучше понимает.
Сразу поясню: дети не делают работу за других, они просто помогают, подсказывают. Вместе решают ту или иную задачу. Если не получилось – привлекают к обсуждению еще кого-то. Я у них только на самый крайний случай.
В начале третьего класса был такой эпизод. Костя проболел тему, не знал, как правильно выполнить домашнее задание и обратился к ребятам.
Потом подходит ко мне: «Помогите». Я в ответ коронную фразу:
– У тебя двадцать три одноклассника...
– Я их просил, никто не помог.
Я не стала выяснять, кто именно не помог. Если в моем классе не помогли нуждающемуся – значит, это и моя недоработка.
Следующий день я начала с притчи:
«Шли лошадь и осел с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осел устал, кряхтит, еле дышит.
– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза!
Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился:
– Мне уже невмоготу! Помоги!
Но лошадь только ушами прядет.
Дорога пошла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и в третий раз просит лошадь:
– Помоги!
– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел еще десяток шагов и упал.
– Вставай, вставай, милый! – умолял хозяин, но осел не мог подняться».
Стали мы с детьми обсуждать эту притчу, разговаривать о взаимовыручке.
А после урока несколько ребят подошли к Косте и предложили ему помощь. Наверное, им стало стыдно, ведь только что они сами говорили о том, как плохо никому не помогать.
Этюд второй
А У НАС ТЕПЕРЬ КОВЕР!
Я как-то была в школе, где в одном из кабинетов был постелен ковер, стояли два кресла, а на стене (на воздуховоде) был выложен плиткой искусственный камин. Учительница рассказала, что, лежа у камина, они с детьми читают сказки, а на переменах выстраивается очередь, чтобы посидеть в кресле и съесть бутерброд. Не говоря уже о том, что детям всегда есть где поиграть.
Естественно, мне тоже захотелось иметь в классе ковер. Тогда я намекнула родителям, что было бы неплохо, если бы у детей появилось место для игр, смены рабочего места и т.п. Но кроме дряхлой ковровой дорожки, ничего не приносили.
Прошло больше года, и ковер у нас все-таки появился! Когда его принесли, мы занимались информатикой с половиной класса. Сначала я поставила ковер в угол, но потом любопытство взяло верх, и мы решили его рассмотреть.
Мы с детьми расстелили его в конце кабинета, как я и мечтала. Сначала я выслушала восторженные крики детей по поводу неописуемой красоты ковра, а потом предложила продолжить урок… на ковре…
Когда прозвенел звонок, вернулась вторая половина класса. Не задумываясь, они разулись и тоже разлеглись на ковре. Счастье било через край! А я радовалась тому, что они рады.
Этюд третий
КАЛЛИГРАФИЯ
В одном из номеров газеты «Классное руководство и воспитание школьников» (№ 15, 2007. – Прим. ред.) прочитала статью про каллиграфию, посмотрела на работы детей, и мне очень захотелось, чтобы и мои ребята научились писать так же красиво. Потратила вечер на тренировку в написании супербукв, дабы деток заинтересовать.
На перемене торжественно объявила, что теперь по пятницам у нас в расписании стоит новый урок – каллиграфия. Ученики стали спрашивать, что это такое – каллиграфия. Дав научное объяснение, я написала на доске несколько супербукв. «Вау!» – услышала я и поняла, что сработало.
Теперь дети ждут пятницы с нетерпением. Первые уроки посвятили рассмотрению первых букв в различных книгах. После чего я предложила детям пофантазировать и придумать свои буквы. Самые лучшие буквы дети записывали на доске, которая вскоре превратилась в морозный узор – чего там только не было! Как ни странно, лучше всего получились буквы у тех, кто на уроках пишет как курица лапой.
После нескольких уроков, посвященных написанию букв, мы перешли к словам и текстам. Тексты старалась подбирать экзотические, с «сударями» и «барышнями».
Дети работают с удовольствием, а заодно вырабатывают почерк, учатся списывать без ошибок (ведь приходится быть внимательным к каждому слову), развивают воображение.
Вскоре моих детей заинтересовал вопрос, можно ли таким почерком писать на уроках русского языка. Сначала я запретила. А теперь мы словарные диктанты пишем исключительно по-каллиграфически!
Почерк детей реально улучшился. Если надо исправить, то буква не зачеркивается, а изысканно превращается в нужную. А какой необыкновенной красоты стала наша классная стенгазета!
Этюд четвертый
«НЕ ЗАБИРАЙТЕ ДЕТЕЙ!»
Закончился учебный год. Дети благополучно перешли в 4 класс и ушли на каникулы, а у меня наступил долгожданный отпуск. Первые дни отпуска спала сном Мертвой царевны, а потом начался кошмар…
Стал мне сниться выпускной. Просыпаюсь среди ночи, оттого что плачу: «Не забирайте детей!!!» Этот сон преследовал меня до тех пор, пока я не отправилась в школу, к директору.
Директор выслушала меня и предложила участвовать в эксперименте «Шестилетнее обучение в начальной школе как путь решения проблемы преемственности». Моему счастью не было предела, я порхала как на крыльях и даже стала хорошо спать.
Директор сразу предупредила, что бумаг придется собрать массу, но меня это не пугало. В Интернете я нашла материалы про работу школ в этом эксперименте, но мне не понравилось, что учитель остается только классным руководителем. Я решила действовать по-своему. Мой эксперимент заключается в следующем: я и клас-сный руководитель, и основной преподаватель – делить детей с кем-то я отказалась.
Дети пришли в восторг, когда узнали.
На родительском собрании я официально объявила о работе в эксперименте. Тут же начались разговоры о том, что «вряд ли Е.В. сможет дать те же знания, которые дадут учителя-предметники» и «дети совсем не будут самостоятельными, Е.В. их очень уж опекает».
Второе высказывание мне больше понравилось, а вот первое задело до глубины души. Перед следующим родительским собранием все думала, шлифовала речь, и вот наступил долгожданный «час расплаты».
Собрание я начала со следующих фраз:
– Поздравьте меня, этим летом мне присвоили звание «Лучший учитель», я поступила в аспирантуру, и меня назначили завом по УВР. В связи с вышесказанным мне разрешили вести свой класс. Ваши дети останутся со мной до 7 класса. Надеюсь, сомнений в моей профессиональной грамотности нет?
После этого я дала родителям возможность узнать об эксперименте все, что их интересовало. Также я составила для них тест. Ознакомившись с ответами, я поняла: родители в большинстве уверены, что их дети в надежных руках.