Коган Нелли | Школьное радио | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №27/2007

Архив

Клуб по интересам

Иногда уже одно серьезное и наукообразное название какого-нибудь очередного мероприятия вызывает у классных руководителей оторопь: «А потяну ли? Найду ли время и силы? Мы и так с головой завалены текучкой. Куда уж тут думать о каких-то проектах…»
И все-таки, дорогие классные руководители, поверьте: за этими серьезными словами – «проектная работа» – может прятаться не обязаловка, напряжение и головная боль, а… Например, радость открытий. Удивление от того, что ученики не бегут после уроков поскорее на улицу, а, наоборот, стремятся пораньше прийти в школу и засиживаются там допоздна. Возможность увидеть в, казалось бы, знакомых и изученных вдоль и поперек детях совершенно новые качества, способности и таланты.
А главное, что проект – это насыщенная и увлекательная жизнь, перед которой отступают и усталость, и неуверенность в собственных силах.
Так что именно проектная работа может стать одним из самых ярких и незабываемых событий школьной жизни. Объединить в творческом деле учителей и учеников. Дать и тем, и другим возможность проявить себя.

Нелли Коган ,
учитель физики, Центр образования № 345, Москва

Школьное радио

Профориентация, воспитание чувств и объединяющее начало

Наше школьное радио начало свою работу в 2001–2002 годах с установки новой системы радиотрансляции, микрофонов и микшерского пульта. Был набран первый состав радиокружка – ученики 8–11 классов.
На тот момент никто, включая руководителя, еще не знал, как организовать работу. Всему учились на равных. Так закладывалась атмосфера редакции школьного радио – мы коллеги, мы делаем общее дело, руководит каждым конкретным направлением тот,
у кого это лучше получается.

Коллегиальность

Навык отношений делового сотрудничества между людьми разных поколений в учебных буднях позитивного развития практически не имеет. Коллегиальные отношения с учителем в классно-урочной системе просто невозможны, ученическое сотрудничество, встречающееся редко и сейчас в массовой школе, реализуется лишь в групповых проектах. Работа на школьном радио дает ребятам уникальный опыт общей ответственности за общее дело при наличии зоны индивидуальной ответственности за свой участок.
Новые члены кружка не сразу понимают, что именно без их работы все дело станет, что на них рассчитывают всерьез. Рост уважения к себе как к важному и нужному человеку делает ребят терпимее, гибче, собраннее. Ребята со временем хорошо понимают, что участие в кружке, по словам одного из ветеранов, – «это не игра, это работа», и очень этим гордятся.
Постепенно за годы работы сформировалась действующая система редакций, наше кредо, организационная структура. Было утверждено время и продолжительность вещания, названия и позывные. Сформировалась служба инженеров эфира. В техническом оснащении появились диктофоны, фонотека, ноутбук, компьютеры и доступ в Интернет, что резко расширило возможности подбора музыкальных произведений для сопровождения передач и обработки интервью.

Наше кредо

У нас на радио ЕСТЬ:
– оперативность и объективность информации о событиях в школе;
– безусловное уважение к участникам передач и слушателям;
– взаимопомощь и взаимоподдержка;
– спокойное и продуктивно-критическое отношение к ошибкам;
– передача опыта новичкам (независимо от возраста);
– конструктивность, добросовестность и ответственность за свой участок работы.
У нас на радио НЕТ:
– политики;
– сплетен;
– критики и пропаганды ре-
лигии;
– спортивного и музыкального «фанатства»;
– информации о неудачах учеников в любых видах деятель­-
ности;
– обидных слов, грубых высказываний и анекдотов.
Каждая передача, каждая ее часть – авторская, результат творчества человека. Успех каждого – это успех всего школьного радио.

Преемственность

Приходят на школьное радио
в разном возрасте, но, как правило, восьми-девятиклассники, и работают до окончания школы. Всего в кружке около 25 человек. Ежегодно с уходом выпускников состав кружка обновляется, и «ветераны» передают свой опыт «молодежи». Новички сначала присутствуют при создании передачи, потом выбирают интересную для себя редакцию и, наконец, получают первое задание. В зависимости от интересов новых сотрудников работа рубрик может меняться и по форме, и по содержанию.
Ошибки у начинающих неизбежны, ребята осваивают особенности текстов для радио, учатся понимать, как и какие надо расставить акценты, как собирать, обрабатывать и хранить информацию. Шаг за шагом, эфир за эфиром пришедшие на смену выпускникам ребята сами становятся более опытными и уже в свой черед помогают новичкам. Главное – сохранить преемственность и общие принципы работы.
Преемственность – одна из самых педагогически значимых сторон работы школьного радио. Сохраняются приверженность нашему кредо, желание и умение помочь и поддержать коллегу. Часто выпускники школы, ветераны кружка, предлагают свою помощь в решении технических задач, в подготовке передач, пишут статьи о своей студенческой или трудовой жизни.
Совместная работа разновозрастных коллективов достаточно редко встречается в современной школе, особенно если эта работа ведется на постоянной основе. Поскольку ребята приходят в кружок в разном возрасте, то бывает, что ветеран из 9 класса, проработавший полтора года, обучает новичка из 10-го.

План эфиров

Основные направления работы школьного радио осуществляют различные редакции. Работают все редакции в сотрудничестве.
Каждый год в сентябре ветераны собираются на мозговой штурм – готовить годовой план эфиров. Это очень сложное дело, ведь члены редакций решают, в каком режиме им предстоит работать целый учебный год, как распределять работу между редакциями, кто станет ответственным в каждой редакции и кто главным редактором. Потом в эту структуру надо вводить новичков.

месяц 1 ЭФИР 2 ЭФИР 3 ЭФИР «ОСОБЫЕ ВЕСТИ»
СЕНТ. «День памяти жертв Беслана»
План эфира:
1. «Спустя два года» – положение дел на сегодня.
2. Выдержки из книг о трагедии.
3. Информация о помощи Беслану.
4. Песня Лизы
Новасартян о трагических событиях в городе.
Дикторы
Радиолинейка «День Города»
План эфира:
1. История праздника.
Образовательная ред.
2. «Москва для меня»: интервью в коридоре.
«Герой дня».
3. «Мы теперь – Центр образования».
Дикторы
Школьные вести «Что у нас новенького»
План эфира:
1. Новые учителя – интервью.
«Герой дня».
2. «Ах, лето, лето».
Соцопрос.
3. Спорт за лето. Спорт. ред.
Запись
в кружки

1. Анонс новых кружков.
2. Представление программ
кружков.
Просвет.
ред.

Вот фрагмент одного из годовых планов (см. таблицу). В плане всегда оставляется место для особых вестей: в школьной жизни много неожиданного, как хорошего, так и плохого. Отбор содержания «Особых вестей» происходит в течение учебного года.
Передачи выходят обычно раз в 1–2 недели. Продолжительность каждой передачи – 10 мин, проводится она перед четвертым уроком. Информационные блоки проходят перед первым уроком и длятся 5 минут.
На каждый эфир собирается своя команда: авторы текстов, дикторы, инженеры эфира, музыкальный редактор – всего человек десять.

Инженеры эфира

Любители и знатоки техники постоянно следят, чтобы не было сбоев на эфире. Именно они решают все острые ситуации.
На одной из передач отказала техника – два из трех каналов трансляции. Как Паганини на одной струне, Сева Васильев довел передачу до конца на одном канале. Ни слушатели, ни дикторы ничего не заметили, только после закрытия эфира мы увидели, как у Севы дрожат руки.
Ребята, работавшие в группе, успешно поступают в вузы, связанные с компьютерной или радиотехникой. Работа в кружке служит для них профориентацией. Ведь им приходится обрабатывать интервью, переносить материал с диктофонов на компьютер, готовить (вместе с музредакторами) музыкальные вставки, позывные, фоновую музыку, монтировать на компьютере и выводить передачу в эфир.

Соцопросы

Повернуть школьников лицом к имеющимся трудностям, помочь выбрать путь решения, подтолкнуть к размышлениям помогает вовремя проведенный, корректно и вдумчиво составленный социологический опрос.
Например, применяется «метод неоконченных фраз», опросы с выбором ответа из предложенных вариантов, используются информационно-оценочные опросы и т.д.
Опросы проводятся часто. Школьникам нравится, что вопросы неожиданные и подчас сложные, требующие раздумий. Нравится, что к их мнениям, к мнению каждого, прислушиваются. Листы опросов подписываются по желанию. Никогда ничье личное мнение не выходит за пределы редакции, поэтому ребята достаточно искренне пишут, иногда скрывая текст от одноклассников, но доверяя школьному радио.
Для педагогического коллектива итоги опроса позволяют отслеживать настроения учеников, выделять возникшие проблемы и вместе с учениками их решать. Примерно два раза в год «Социологический опрос» анкетирует и учителей.
Наиболее интересный и трудный этап работы – формирование выводов и написание статьи по итогам опроса.
Ребятам надо очень четко понимать, что ответы определяются вопросами, и заранее планировать результаты. Возникающая при обработке анкет необходимость проведения сравнительного анализа развивает аналитические возможности членов редакции. Любопытно, что эти ребята особенно внимательно начинают относиться к своим словам и оценкам.
Кстати, среди выпускников, членов редакции «Соцопрос», есть студенты психологических и социологических факультетов.

«Просвещение»

Члены редакции «Просвещение», работая в сотрудничестве с группой «Социологический опрос», узнают, какие предметы вызывают затруднения у учеников разных классов, какие домашние задания отнимают много времени и почему. (Итоги соцопросов не раз послужили основой для больших педсоветов.)
На основе полученной информации члены редакции по рекомендации учителей предлагают в эфире советы по организации продуктивного режима работы, делятся личным опытом. Особенно хорошо были приняты передачи: «Зачем и как писать шпаргалки, чтобы ими не пользоваться», «Как выжить при подготовке к переводным и выпускным экзаменам», «Учиться хорошо легче, чем плохо?!».
Школьное радио работает в сотрудничестве с кружком «Школьный сайт»: итоги опросов и самые интересные материалы размещаются в Сети.

Интервью

Редакция «Герой дня». Это интервью. На интервью традиционно приглашаются новые учителя и ученики, у них члены редакции спрашивают об их впечатлениях о школе, ее порядках и людях.
В течение учебного года члены редакции берут интервью у участников интересных экскурсий и поездок, победителей конкурсов и олимпиад, у спортсменов, проявивших себя в индивидуальных и командных соревнованиях в округе и в городе. Учителя-ветераны рассказывают об истории школы, а молодые учителя – о своих школьных шалостях и своей школьной первой любви. В школе много интересных людей! Интересен каждый.
Все очень серьезно относятся к интервью, тщательно продумывают вопросы, которые им заранее дает интервьюер, готовят ответы, следят за своей речью и очень гордятся, услышав запись интервью в эфире. Любопытно, но взрослые – учителя и родители – волнуются и теряются перед микрофоном не меньше, а больше детей.
Интервью с «Героем дня» зачастую продолжается в коридоре: «А где этот парень, который…»

Музредакция

Одно из главных направлений работы – озвучка передач. Но воспитание музыкального вкуса школьников – тоже задача немаловажная.
Рубрика «Музыка на переменах» работает в нескольких формах. Члены редакции планируют на одну-две недели музыкальные жанры. В расписании могут стоять: понедельник – джаз, вторник – рок, среда – классика, четверг – популярная эстрадная музыка, пятница – «фолк» и русские народные песни, суббота – ассорти. Или готовятся концерты по заявкам.
Музыка звучит на двух больших переменах, после второго и третьего уроков. Ребята в коридорах танцуют и поют, получая отличную разрядку, привыкая слушать разную музыку и уважать чужой вкус.

Мир искусств

Эта редакция старается оказывать положительное влияние на художественный вкус и интересы учеников. Члены группы дают в эфир информацию о посещенных ими самими спектаклях, выставках, концертах, анонсируют интересные культурные мероприятия и приглашают поделиться впечатлениями других. Желающих высказаться, выразить свое мнение всегда много, приглашения на интервью получают и любители классического балета, и поклонники попсы.
Многие ученики школы учатся играть на самых разных инструментах. Фрагменты их выступлений в записи звучат на радио.

Спорт в школе

Эта редакция всегда на пике событий. Корреспонденты присутствуют на спортивных мероприятиях в школе и на выездах, а таких событий много – школа занимает первое место по спортивной работе в округе. Из первых рук слушатели узнают, как и что происходило на спортивных площадках, узнают о победах и, бывает, поражениях «наших». Спортсменов приглашают на интервью, школа знает своих героев.

Экологический вестник

Члены редакции весело и иронично проводят пропаганду против курения и наркотиков, за нормальный режим дня, за выполнение правил поведения на дорогах, правил техники безопасности дома и в школе. Члены этой редакции ведут мониторинг внутришкольной среды (температура, влажность, проветривание, чистота), работают над анализом школьного и внешкольного травматизма.

Открытый микрофон

В дни больших праздников и
дни принятия серьезных решений (8 Марта, День учителя, День влюбленных, выборы Совета старшеклассников, обсуждение плана каникул) в школе работает «Открытый микрофон», передачи поддерживает служба инженеров эфира. По предварительной записи каждый член школьного коллектива может высказать свое мнение, поздравить с праздником, передать привет. Цензура не требуется, но нужно хоть раз прорепетировать выступление, подготовить текст, чтобы не запинаться с непривычки и не сбиваться – ведь у каждого оратора не более 30 секунд.

Горячие новости

Особое место на школьном радио занимает «Информационная служба». Ее работа – «горячие» новости. Все самое важное и интересное должно быть в эфире в эту же неделю. Информация поступает от корреспондентов из классов, педагогического коллектива, администрации.
Задача редакции – отбор главного, важного, первостепенного, а это тоже требует знания обстановки, умения анализировать. Материал дается очень коротко и без оценок. Также даются и текущие объявления, которые по распоряжению администрации делает дежурный диктор. Голос диктора школьного радио записан и для пожарного и аварийного предупреждений в школе.

Вопрос директору

В специальный почтовый ящик, расположенный в школе, ученики и родители могли отправить письмо, содержащее вопрос к администрации, и получить ответ на школьном радио.
Члены редакции группируют вопросы и записывают для радио ответы. Умение обратиться в вышестоящую инстанцию, толково и четко задавать вопросы, добиваться исчерпывающих ответов очень нужно молодому человеку. Так же, как и умение классифицировать, систематизировать поступающую информацию, вычленить важное и второстепенное.

Дикторские команды

Каждая передача обретает свой голос, индивидуальную интонацию в устах диктора. Дикторские команды собирают из материалов, подготовленных корреспондентами, единый текст, находят место в передаче для записи интервью.
От слаженности работы дикторской команды зависит очень многое, ведь передача рождается во время монтажа. В дикторы ребята попадают как из корреспондентов, так и по рекомендации классных руководителей и учителей литературы. Приглашение для работы на школьном радио считается весьма престижным и серьезным предложением.
Дикторы работают по двое-
трое, юноши и девушки в команде подменяют друг друга в случае необходимости. Обычно состав команды постоянен, но в форс-мажорных случаях ребята работают в смешанных командах. Дикторские команды иногда сотрудничают в одном и том же составе несколько лет подряд, становятся близкими друзьями.
В командах работают как сверстники, так и ребята из разных классов. Это делается специально, что бы не оголять направление работы, когда ребята оканчивают школу.
Работа в дикторской команде служит мощным стимулом для развития: улучшаются грамотность и культура речи, нарабатывается навык анализа текста и выбора главного в нем, растут организованность и ответственность за порученное дело.
Приведем для примера несколько фрагментов эфиров.

Текущий эфир, 2005 год

Внимание, в эфире школьный радиоузел!
– Экологическая служба Школьного радио провела текущий мониторинг школьных помещений. Наши наблюдения показывают, что 16 декабря температура в кабинетах колебалась от 20 до 24 градусов. На первом этаже в коридоре холодновато, на третьем – душно. Дежурным надо следить за этим внимательнее. Все кабинеты школы на переменах проветриваются хорошо, но плохо, что иногда в присутствии ребят. Плохо проветривается столовая. В целом ни на одном уроке наши школьники не будут падать в обморок от удушья и не будут превращаться в сосульки, но разница в температурах ощутимая. Пока нет морозов, мы не обращаем внимания, что окна не везде аккуратно заклеены. Ответственные классы должны подлатать заклейку на лестницах, на 2-м этаже, в кабинетах 31 и 45. Материал подготовили Валл Светлана, Егорова Анастасия, Спорыш Ольга и Красовская Анна.
Заставка.
– На текущей неделе члены редакции «Социологический опрос» выясняли мнение наших ребят о посещении театра. Оказалось, что наш школьный народ в театры ходит часто, особенно ученики 8–9 классов. Больше половины опрошенных были в театре не больше месяца назад, треть опрошенных посещали театр 1–3 месяца назад, один человек был в театре аж
в прошлом веке. Бедняжка! Ведь
театр – это так здорово!
Комедия – самый любимый театральный жанр среди наших ребят – 48%. Есть также любители оперетты и мюзиклов, их, правда, поменьше – 27%. Балет и оперу любят 12% опрошенных. А трое мечтают сходить в цирк. Из театральных новинок на слуху у продвинутой части театралов «Мастер и Маргарита», «Планета» в постановке Гришковца, «Ревизор» в постановке разных театров, мюзиклы «12 стульев» и «Ромео и Джульетта». Около 47% опрошенных планируют в ближайшее время пойти в театр. Желаем всем реализации ваших планов и интересных просмотров! Материал подготовила Савельева Наталья.
Заставка.
– Служба интервью Школьного радио провела «Опрос в коридоре» о том, какие планы у наших ребят на каникулы. Ученики 9–11 классов мечтают «ничего не делать»! Это, конечно, не значит, что они будут просто бездельничать. Ученики 5–7 классов планируют поехать в лагерь, встретить Новый год с друзьями. Ученики 8–9 классов собираются в поездки с одноклассниками в разные города: Псков, Смоленск, Тверь. А также ребята хотят посетить на даче любимую тетю и покататься на лыжах вволю. Здорово! Только непонятно, как при таких планах мы все собираемся хорошо выспаться… В планах на каникулы мы не нашли ничего о подарках, а ведь Новый год – праздник чудес. Не забудьте порадовать друзей и близких чудесными подарками! Материал подготовили Спорыш Ольга и Шаповалова Анастасия.
Заставка.
– До Нового года осталось 13 суток, 328 часов, 19660 минут. Пусть каждая принесет вам удачу! С вами были дикторы Карелина Светлана, Улитин Алексей, инженер эфира Вагабов Алан, озвучивание – Сигитов Сергей.

Жизнь продолжается

Школьное радио продолжает свою работу. Уже невозможно представить себе, как это начнется новый учебный год без привычных слов: «Здравствуйте, в эфире Школьное радио!»
Новички будут преодолевать свои трудности и учиться на своих и чужих ошибках, ветераны – указывать новичкам на их ошибки и помогать. Школа – живой организм, ей жить дальше вместе со школьным радио.

От редакции.
Подробное описание проекта «Школьное радио» – с педагогическим обоснованием, почасовой программой курса, структурой организации и сценариями эфиров – мы собираемся опубликовать в одном из летних номеров "Классного руководства" за 2008 год.

TopList