Резапкина Галина | Уроки самоопределения | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №26/2007

Архив

Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов (автор – психолог, бывший учитель литературы Г. Резапкина).
В этом номере автор предлагает вниманию классных руководителей материалы для четвертых, на данном этапе итоговых занятий.
Пяти-, шести- и семиклассников ждет творческая работа. Восьмиклассникам предстоит проверить себя в командной работе. А девятиклассники сделают первые пробы в профессиональном самоопределении.
Удачи! С Новым годом!

Галина Резапкина ,
психолог

Уроки самоопределения

Профориентационные занятия в 8–9 классах

РОЖДЕНИЕ КОМАНДЫ
Четвертый урок в 8 классе

Цель: формирование навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности; отработка навыков группового взаимодействия, развитие сензитивности (чувствительности).
Материалы: 5–6 девизов или афоризмов для упражнения «Эстафета», рабочие листки для упражнения «Дискуссия».

Каждый из вас, наверное, хоть раз был и ведущим, и ведомым. Но приходилось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события?

Упражнение «Без руля»

Особенность этого упражнения в том, чтобы выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Предупредите учеников, что они не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвигать кого-то с места на место – каждый отвечает только за себя. Итак, начинаем.
– Встаньте и выйдите к доске!
– Постройтесь по росту!
– Постройтесь в две шеренги!
– Встаньте парами!
– Объединитесь по четверкам!
– Встаньте спиной друг к другу!
– Образуйте квадрат!
– Образуйте треугольник!
– Образуйте круг!
– Образуйте два круга!

• Что вы чувствовали, выполняя команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Чему учит это упражнение? Как бы вы его назвали?

Упражнение «Эстафета»

Афоризм – это краткое, образное и глубокое по смыслу выражение. Афоризмы делают речь более выразительной и убедительной. Но в устной речи любое предложение производит ожидаемое впечатление только в том случае, если произнесено с правильной интонацией, логическим ударением и паузами в нужных местах.
Предложите ученикам подобрать, вспомнить или придумать афоризм, который мог бы стать девизом группы (принесите на занятие сборники афоризмов). Слова, из которых состоит афоризм, группы распределяют между собой. Группе предстоит произнести этот афоризм целиком, стараясь точно передать его интонацию.
Первая проблема, с которой могут столкнуться ребята, – выбор афоризма. Застревание команды на первом этапе выполнения задания является показателем недостаточного взаимопонимания в группе.
Примеры афоризмов:
Пессимист в каждой возможности видит трудности, оптимист в каждой трудности видит возможности.
Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует.
Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы.
Требуй уважения, если не можешь его заслужить.
Природная лень не дает развиваться природным талантам.

За три минуты ребята должны отрепетировать звучание афоризма. Можно устроить соревнование, какая команда быстрее подготовится к показу. Затем каждая группа произносит свой текст. При желании группы могут обменяться афоризмами и повторить это задание, добиваясь интонационно слаженного звучания.

• Кому лучше всего удалось справиться с заданием и почему? Почему выбрали именно этот афоризм? Что было труднее всего в этом упражнении? Чему учит это упражнение?

Упражнение «Дискуссия»

Ученики получают листки, на которых в произвольном порядке перечислены десять основных этапов любой работы. В течение трех минут каждый из учеников, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку.
Ученики объединяются в микрогруппы. Каждая группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе. Время дискуссии ограничено тремя-пятью минутами.
Группы сверяют свои общие решения с правильным ответом. Каждое совпадение оценивается в один балл. Результат меньше пяти баллов считается неудовлетворительным, 5–7 – средний, 8–10 баллов – высокий результат.

• Довольны ли вы результатами обсуждения? Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой? Чей ниже? Какие методы использовались при выработке группового решения? Все ли участники обсуждения были услышаны? Кто был лидером? Какого стиля придерживался лидер? Как стиль руководства повлиял на результативность обсуждения?

Сегодня восьмиклассники учились руководить и подчиняться, принимать ответственность за свои действия, подстраиваться под других, понимать и учитывать их состояние. Пожелайте ученикам мудрости и терпения в самой интересной и трудной работе – в общении с людьми.

МАТРИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Четвертый урок в 9 классе

Цели: работа с ориентировочной анкетой и «Матрицей профессионального выбора» помогает ребятам оценить свою готовность к выбору профессии, а учителю – наметить направления профориентационной работы с классом.
Материалы: бланк анкеты каждому ученику и хотя бы одна «Матрица» на парту.

Ребята в течение пяти-семи минут отвечают на вопросы анкеты.
Фамилия ______________________________________________________
Класс _________________________________________________________
1. Выбрал(а) ли ты профессию? Если «да», то какую?
2. Если выбрал(а), то почему?

1) высокая зарплата
2) престижно
3) мне это интересно
4) посоветовали родители
3. Если не выбрал(а), то почему?
1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу выбрать из разных вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества
3) где можно получить эту профессию
4) спрос на профессию на рынке труда
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в стране? Когда ты будешь работать, ты рассчитываешь зарабатывать
1) примерно столько
2) в два раза больше
3) в три раза больше
4) намного больше
6. Ты предпочитаешь
1) небольшой, но стабильный доход
2) много работать и много получать
3) мало работать и мало получать
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять
7. Желательный для тебя профиль обучения _________________________
8. Какой предмет труда тебя привлекает (поставь цифру «1» рядом с основным выбором и цифру «2» рядом с запасным выбором)?
1) человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники)
2) информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки или языки программирования)
3) финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4) техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
5) искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
6) животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
7) изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)
8) природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения угля, нефти, газа, полезных ископаемых и т.д.)
9. Какой вид деятельности тебя привлекает (поставь цифру «1» рядом с основным выбором и цифру «2» рядом с запасным выбором)?
1) управление (руководство чьей-то деятельностью)
2) обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
3) образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4) производство (изготовление продукции)
5) конструирование (проектирование деталей и объектов)
6) исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7) защита (охрана от болезней и враждебных действий)
8) контроль (проверка и наблюдение)
После того как ребята ответили на вопросы анкеты, им раздается «Матрица выбора профессии».

Матрица представляет собой таблицу, в которой по горизонтали расположены предметы труда, а по вертикали – виды деятельности. В клетки, образующиеся на пересечении горизонталей и вертикалей, вписаны названия профессий. В Матрице их около двухсот, что составляет примерно 1% от общего числа профессий. На данном этапе профессионального самоопределения этого достаточно.
Только что ребята отметили в анкете предпочтительные для них предметы и виды деятельности. Поэтому они с интересом прочитают на пересечении горизонтали и вертикали названия профессий и специальностей и выпишут их для себя. Те, кто уже выбрал профессию, могут определить, насколько их выбор совпал с таблицей.
Подтверждение своего выбора обычно вызывает у ребят положительные эмоции («У меня совпало!»). Однако это совпадение свидетельствует только о подтверждении желания заниматься определенной деятельностью, но не о возможности. Особое внимание следует обратить на тех, чей выбор не совпадает с результатами диагностики по Матрице. Часто причиной является слабое знание своих возможностей и недостаточное информирование о содержании будущей профессии, профессионально важных качеств, медицинских противопоказаниях.
Многие ребята при выборе профессии руководствуются соображениями престижа, искаженными и навязанными представлениями о профессии. В ходе знакомства с содержанием профессий нередко эти представления претерпевают изменения, становясь более реалистичными

TopList