Архив
Клуб по интересам
Иногда уже одно серьезное и наукообразное название какого-нибудь очередного мероприятия вызывает у классных руководителей оторопь: «А потяну ли? Найду ли время и силы? Мы и так с головой завалены текучкой. Куда уж тут думать о каких-то проектах…»
И все-таки, дорогие классные руководители, поверьте: за этими серьезными словами – «проектная работа» – может прятаться не обязаловка, напряжение и головная боль, а… Например, радость открытий. Удивление от того, что ученики не бегут после уроков поскорее на улицу, а, наоборот, стремятся пораньше прийти в школу и засиживаются там допоздна. Возможность увидеть в, казалось бы, знакомых и изученных вдоль и поперек детях совершенно новые качества, способности и таланты.
А главное, что проект – это насыщенная и увлекательная жизнь, перед которой отступают и усталость, и неуверенность в собственных силах.
Так что именно проектная работа может стать одним из самых ярких и незабываемых событий школьной жизни. Объединить в творческом деле учителей и учеников. Дать и тем, и другим возможность проявить себя.
Мария Егорова
Как оформлять текст?
Памятка юному редактору
Уважаемые члены клуба юных журналистов, эту «Памятку» я когда-то написала, будучи тоже очень юным (в смысле начинающим), но уже очень самоуверенным редактором. Мне тогда казалось, что в этом деле я уже достаточно поднаторела и теперь готова делиться опытом с коллегами по газете. А поскольку ее делали непрофессиональные газетчики, то «Памятка» имела бешеный практический успех.
Надо признаться, что некоторые из моих теперешних коллег и поныне следуют основным положениям этой «Памятки». Почему-то она, хоть и кустарная и ни на какую профессиональную методику не претендует, а востребована. Уверена, что вам она тоже пригодится в вашей работе по созданию школьной газеты или журнала. (Кстати, не только – рефераты еще выгодно так оформлять!)
Успехов, коллеги!
ВНЕШНЯЯ ПРАВКА
Оформление статей, интервью, методичек
Наш девиз: снять унылый зрительный монотон!
Человек сначала смотрит, а потом читает. Чем дробнее и наряднее текст (полоса в целом) – тем лучше. Тем легче читательскому глазу за что-нибудь зацепиться. То есть текст должен быть таким, чтобы его можно было начать читать с любого места. Чтобы можно было попрыгать с кочки на кочку, а там, глядишь, и до нужного места добраться.
РАЗБИВКА ТЕКСТА НА ГЛАВКИ. По ходу первого чтения разбивайте текст на примерные кусочки-главки. Ключевые понятия, термины, мысли в кусочке выделяйте полужирным (п/ж) шрифтом. Это, безусловно, ваши акценты. Что вы выделите, зависит от вашей редакторской задачи: для чего, для кого, что было до, с какими материалами монтировать и т.д., то есть так называемая подача текста начинается уже здесь. Не стесняйтесь!
Кусочки наверху озаглавливайте: про то-то и то-то. Для этих черновых подзаголовков (п/з) пригодятся выделенные слова из соответствующего кусочка.
Кстати, решайте потом, оставлять п/ж в окончательном варианте или нет. П/ж – это, безусловно, акценты и, безусловно, манки. Но переборщить тоже страшно: назидательно получается. Самое сильное средство (но иногда и оно необходимо) – п/ж курсив и все ПРОПИСНЫЕ. Это когда кричать хочется. А нежирный курсив – это вежливое, интеллигентное «позвольте заметить».
Если нет сил (времени, фантазии) на эту работу или текст уж больно специфический (строгий, например, или просто небольшой), то его все же стоит разбить на логические кусочки и отбить их хотя бы строчным пробелом с тремя точками или буквицей (первая буква кусочка).
Или: первые слова или даже словосочетания (хорошо бы, чтоб они не повторялись; для этого надо устроить в первых предложениях кусочков инверсии – переставить нужные слова в начало) набрать п/ж прописными буквами.
Например,
ЖАЛЬ, что диктант превращается в самый пошлый экзамен. И не столько детям, сколько учителю.
Понятно, что по слогам диктовать стыдно…
ОБЫЧНО диктанты я выдумываю сама, исходя из текущего материала и возможностей моих учеников. Диктант для меня – это не проверка…
АБЗАЦЫ. Параллельно разбивайте большие куски текста на абзацы. Максимальное количество строк в абзаце – примерно двадцать. Лучше меньше – с десяток.
Текст делите на абзацы по ходу движения мысли (не обязательно «авторской», можно вашей). Характерные начала абзацев: Во-вторых… Но… Однако… Например… С другой стороны… На первый взгляд… Пожалуй… Получается, что… Оказывается… Зато… Известно, что… Вдруг… И вот… Рассмотрим… Задумаемся… Итак… Любой поворот мысли, новый ракурс, любой вопрос, новое действие и т.д. – это новый абзац. Текст тогда выглядит динамичнее, бодрее, что ли (драйв и экшн – никуда не денешься – законы жанра: в газете работаем, товарищи!).
Да и пробежаться по такому дробному воздушному тексту как-то веселее: можно попрыгать по абзацам – и в целом понять, о чем речь. А перед длинным абзацем глаз останавливается и тоскливо приуготовляется прорубаться сквозь болото (а то и вовсе передумает). То ли дело по кочкам – прыг-скок!
Дайте глазу читателя выхватить что-то для него интересное (манки расставлять!), а там он, глядишь, и все прочтет. А предполагать, что читатель станет врубаться в «кирпичи» (пусть даже, с вашей точки зрения, и бесценные), – глупо и негуманно.
ВТОРОЕ ПРОЧТЕНИЕ. Теперь по ходу чтения и собственно правки (см. Правка) можно точнее сформулировать подзаголовки, заготовленные из выделенных вами ключевых слов и выражений главки (см. Подача текста).
Добавьте в текст воздуху – отбивка до и после п/з.
НАЗВАНИЕ. Теперь, перечитывая п/з и глядя на текст с высоты птичьего полета, можно заняться черновым придумыванием заголовка и подзаголовка ко всему тексту сообразно с редакторскими задачами (см. Подача текста).
Окончательные варианты заголовков и подзаголовков устаканиваются при монтаже с остальными материалами полосы (разворота).
Оформление писем в редакцию
Длинное письмо в редакцию желательно также разделить на логические кусочки. П/з к ним недопустимы, но можно отбить их строчным пробелом с тремя точками.
Или такая отбивка (скорее это уже подача): в каждом кусочке первые слова или даже словосочетания (хорошо бы, чтобы они были значимыми и не повторялись) набрать прописными буквами.
Пример:
«А ГДЕ ЖЕ РУЖЬЕ, которое должно выстрелить?» – спросите вы.
Новый директор сразу ввела дежурство по школе, что за два месяца сделало школу казармой. Многие старшеклассники, почувствовав неограниченную <…>
НО ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ в ту среду, потрясло меня неимоверно! Совсем случайно узнаю, что в шесть вечера собирается родительское собрание…»
Название письму можно дать, вытаскивая из текста нужную фразу.
ВНУТРЕННЯЯ ПРАВКА ТЕКСТА
Предположения
Человек читает, если:
а) ему что-то очень надо (этот случай не рассматриваем – прочтет и на санскрите);
б) хочет полистать: авось, что и пригодится (вот тут его и вправду не стоит разочаровывать);
в) уже не хочет ничего, замотан, газетам не доверяет, но надо быть в курсе, держать нос по ветру, а руку на пульсе – и вот он открывает газету – бац! – это же про меня (хорошо бы!);
г) доверяет газете, то есть знает, что его ждет доверительный разговор – это раз – и по делу – два.
А что значит доверять газете? Быть уверенным (убедившись не раз), что здесь печатают не то (и не так), как положено, а как на самом деле.
Наш девиз
Наш девиз: назад (на самом деле это вперед) – к нормальной разговорной речи! Приучать читателя к тому, что можно рассказывать о серьезных вещах нормальным, а не казенным языком.
1) Тексты статей (особенно псевдонаучного, методического или инструктивного характера) старайтесь по мере сил приближать к нормальной разговорной речи. Долой канцеляризмы! Бывает полезно вставлять «паразитные» слова типа однако, вроде бы, все ж таки, казалось бы, вот вам и, ведь, вот и, пожалуй и т.п. Беседовать с читателем, а не поучать его!
2) Для динамики и бодрого восприятия текста длинные непрорубаемые предложения разбивайте на несколько простых (ее величество точка!) Или: упрощайте сложные синтаксические конструкции при помощи скобок.
3) Странные словечки (сленг, термины, авторские неологизмы) – давать курсивом.
4) Оглаголивайте методические тексты! Глаголы вместо существительных: например, вместо «объединение ребят в группы» – «объедините ребят...» Это как-то более по-человечески. И вообще, избегайте безличных предложений.
5) В текстах про детей нещадно вымарывайте слово должен («ребенок должен», «дети должны» – ничего они нам не должны!).
Показательный пример. Статья «Веселые игры вместо скучных уроков». Что ж, игривое названьице! Только эти «веселые игры» на самом деле самые что ни на есть скучные уроки (раз десять употреблено слово «должен» по отношению к детям).
Что делать, если приходится забивать полосу такими материалами (за неимением лучших или вообще никаких)? Во всяком случае, подавайте их без смелых деклараций, тихо, скромненько. Дабы не получилось так, что рыбу второй свежести мы спрыскиваем лимончиком – чтоб не воняла.
6) Пояснение в скобках должно идти непосредственно за тем, что поясняете. Разрывать даже одним словечком нельзя без того, чтобы не затруднить чтение.
7) Числа (кроме дат и номеров чего-нибудь) – давать словами!
Подача текста
Подача текста – вещь личная, почти интимная. Поскольку – вытаскивание смыслов! А они у каждого свои. Ведь «что хотел сказать автор» – штука сомнительная (и чем художественнее текст, тем паче). «Что хотел сказать редактор» – уже определеннее.
В общем, один и тот же текст – в зависимости от подачи и контекста (тональности других материалов полосы, разворота и даже номера) – может быть «про разное».
Инструментарий здесь таков.
РУБРИКА. Она и есть рубрика. Хорошо бы случайно не встретить ровно такую же в «МК» или по ТV. Играть, но не заигрывать!
ЗАГОЛОВОК. Неказенный в любом случае. А вот четкий или, наоборот, странный, лирический – зависит от текста.
Из хорошего текста – заголовок вытаскивать, к плохому – придумывать. Кстати, заголовок в виде вопроса – беспроигрышный.
Если к материалу необходимо дать авторский вариант заголовка – пустить его подзаголовком.
ПОДЗАГОЛОВОК (П/З). Поясняет, дополняет заголовок. Озадачивает (это лучше всего).
П/З К ГЛАВКАМ. Это калейдоскоп тем. Или чистая завлекаловка в виде игривых фразочек.
ВРЕЗ К СТАТЬЕ. Тут могут быть разные жанры – в зависимости от подачи. Это и так называемая «основная мысль», и интересная подробность (деталь), и затравка, и байка, и информация (об авторе или о чем-то еще), и прямая цитата из статьи.
ВРЕЗ К ПОЛОСЕ (РАЗВОРОТУ, РАЗДЕЛУ). Дает некий ключ к чтению, связывая материалы, порой, казалось бы, несвязуемые.
Тут тоже могут быть разные жанры: это и приглашение к разговору, и квинтэссенция (суть того, что объединяет материалы, но это слишком в лоб), и цитата, и странная
неожиданная реплика, поворот
сюжета.
Хорошо бы, чтоб врез к полосе работал не впрямую, а по касательной к материалам. Не разжевывать! Приоткрывать занавес, а чтоб за ним – еще одна вселенная.
ПРЕДИСЛОВИЕ. Это некая прелюдия, вход в историю, экспозиция, байка. Например, байка о том, как и откуда появился материал в газете (легализовать бытовую сторону – это внушает читателю доверие). Или редакционные обсуждения, сомнения, вызванные статьей. Тут будут уместны риторические вопросы.
АКЦЕНТЫ (ВЫДЕЛЕНИЯ ВНУТРИ ТЕКСТА). Курсивом, п/ж, п/ж курсивом, подчеркиванием, размером и стилем шрифта, прописными буквами – во сколько! Пользуйтесь этим богатством, но не переборщите. Акценты могут быть навязчивы, дидактичны, «для дураков». В методичках уместны (задалбливаем материал), в публицистике – почти недопустимы.
ПОСТСКРИПТУМ (ОТ РЕДАКЦИИ, КОММЕНТАРИИ, РЕПЛИКИ И Т.Д.). Смысл в том, чтобы пригласить читателя к разговору или предварить (анонсировать) последующий разговор на эту тему.
При взаимодействии всего этого хозяйства возникает некая полнота и целостность, то есть начинает мерцать толкование. Не обольщайтесь: у читателя все равно будет своя версия. И это здорово!
Чего избегать
ЛЕКСИЧЕСКИХ ПОВТОРОВ. В подаче текста (заголовке, п/з, врезе и рубрике) не должно быть однокоренных слов – дурной тон.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В ПОДАЧЕ ТЕКСТА. Примеры. Игровые ступени – Опасные игры. Обе подачи – назывные. (Тут еще и лексическая тавтология.)
Внимание: подписка! – Просто удивительно! Обе подачи – восклицания (тут уж совсем пионерия получается).
Или обе подачи – вопросы.
Или обе – глагольные конструкции.
Разнообразьте синтаксические конструкции! Например, если у вас рубрика назывная, то заголовок сделайте глагольным и т.д.
СМЫСЛОВОЙ ТАВТОЛОГИИ. Рубрика, заголовок, п/з, предисловие, врез и заголовки главок должны освещать разные грани, ракурсы материала.
К примеру, название статьи – деловой вопрос: Как устроить то-то и то-то. Тогда п/з может намекать, что это ой как непросто или, наоборот, у кого-то вот получилось (Оказывается...). Врез – про то, почему и как это важно с вашей, редакторской, точки зрения. Предисловие – байка про автора или учреждение, о котором идет речь. И так далее. Многослойный пирог!
Полезно также строить все это хозяйство на парадоксе. Парадоксу ведь всегда есть место в жизни!
Постскриптум. На корректуре экономить нельзя! Нет, наверное, можно. Но это уже – к вопросу о профессиональной чести.