Алексеева Татьяна | Без комментариев | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2007

Архив

Секспросвет в школе: за и против

Большинство сегодняшних школьных учителей выросли при социализме, когда, как известно, «секса не было», а все сколько-нибудь открытые его проявления карались сурово и осуждались публично – на педсоветах, комсомольских и партсобраниях. Теперь же им приходится учить детей, взрослеющих в эпоху, когда курение, наркотики и ранний секс чуть ли не официально признаны чертами молодежной субкультуры. Каждый учитель так или иначе сталкивается с этой субкультурой ежедневно. Что делать? Как реагировать?
В этом разделе, который только лишь приоткрывает тему, мы решили дать две крайние точки зрения. Но готовых рецептов в деле воспитания не бывает. И клас-сному руководителю приходится между множеством опасностей и взаимоисключающих мнений каждый раз выискивать свою, индивидуальную линию поведения. И никогда до конца не знать: а правильно ли?
В одном из зимних номеров 2008 года мы продолжим тему рассказами учителей о конкретных ситуациях и найденных решениях.

Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук

Без комментариев

< liveinternet.com >,< livejournal.com >: отрывки из интернет-дневников старшеклассников

Мое сексуальное воспитание в школе: непристойные слайды, схема со стрелочками, прыщавая училка в белой кофточке, произносящая ужасные слова вроде «пенис», «член», «матка», «внутриутробный», «трубы». Я бы предпочла набираться знаний либо как предыдущие поколения – в борделе, либо как последующие – по видео (Пермь).

Секс. Почему люди так боятся этого слова? При советской власти о нем вообще не говорили, а теперь – прорвало. Причем как-то нездорово выглядит это. Как, знаете, если рассказать о своем страхе, то станет легче. Похоже, тема секса обмусоливается именно в этих целях. Чтобы перестать бояться ее. Но ГОВОРИТЬ о сексе все равно боятся. А жаль. Хочется, чтоб в школе был предмет «сексуальное воспитание» (как в какой-то там стране). Не, на самом деле! Нам ведь тоже нужно знать об этом ничуть не меньше взрослых, и узнавать хочется не из паршивеньких журнальчиков и порнухи, а из нормальных источников (Екатеринбург).

Попробуй рассказать кому-нибудь о сексе ИНТЕРЕСНО. При этом так, чтобы ни тебе, ни слушателю не было неловко. Это ваще (особенности интернет-орфографии здесь и далее сохранены. – Прим. ред.) невозможно. Такие вещи пока сам не испытаешь, не поймешь.
К тому же сексвоспитание – оно общее для всех, а это ваще бред. Каждый относится к сексу по-своему, и это его глубоко личное дело, а сексвоспитание подравнивает всех под одну линейку.
Короче, сексвоспитание – это примерно то же, как учить человека правильно думать. Вот читаю я книжку, каждого героя воспринимаю по-своему, представляю, как он выглядит, как двигается и т.п. А потом прихожу в школу, и на уроке литературы мне говорят: «Нет, он выглядит не так и двигается не так, и говорит не так». Я спрашиваю – а пачиму? Ведь в книге таких подробностей нет, я могу сам представлять чё хачу. А мне отвечают: «Нет, родной, министерство образования своим постановлением №12345 решило, что все именно так, как мы говорим».
Это полный бред. И уроки сексуального воспитания – это суказло (С.-Петербург).

Сегодня в школе было 4(!!!) физики! это был угар! физик говорил о сексуальном воспитании со своей точки зрения! вот пацаны вам наврут... а до свадьбы нини... и т.д. веселуха! любим мы этого маразматика (Калуга).

Сексуальное воспитание в том виде, в каком его пытаются преподавать в школе, – полный ацтой. Голая пропаганда. Нормальный школьник воспринимает серьезно только папу с мамой. А когда малознакомая тетя или, прости Господи, дядя объясняют ему, как нужно надевать презерватив, чтоб он не слетел и не порвался, он (школьник) меньше всего думает о «безопасном сексе» и т.п. ереси.
Говорить с детьми надо. Лет в 13–14 – объяснить, что куда втыкается. До этого – пестики, тычинки, все дела. И все это надо делать ДОМА. В смысле разговаривать. А в школе – западло.
Секс – это слишком личное. Вот про твои, скажем, болячки интимного свойства знают только родители. Ну и врач. Так что – семья, семья и еще раз семья (Ярославль).

Меня в свое время (где-то начальные классы) так сексуально воспитали, что лучше бы молчали в тряпочку. Для меня слово «секс» было что-то вроде «теракта» или «бармалея». Я боялась его как огня. И с ужасом ждала момента, когда им (о ужас!) придется заняться. Мои несчастные мозги не щадил никто: я уже знала, что секс – это нечто страшное, но (внимание!) заниматься им МОЖНО только после свадьбы!!! То есть для этого ужастика нужно еще особое разрешение! и в этом неведении я пребывала довольно долго. И, стыдно признаться, воспринимать это явление адекватно я стала каких-то пару лет назад, настолько закомпостировали мозги.
Так что я за сексуальное воспитание руками и ногами (Курган).

Господа и Дамы! Давайте взглянем на наш мир. На конкретную его часть, именуемую Россией. Что вы чувствуете? Ничего? А я ощущаю злость! Меня бесят нравы, царящие сейчас в обществе! Зараза фривольности и сексуальной революции, медленно ползущая с запада, проползла по Европе и добралась до России! Ага! Сейчас меня назовут ханжой и ретроградом! А мне по фиг! Надоело прислушиваться к общественному мнению!
Взгляните, что творится в обществе! В школах – уроки сексуального воспитания, в клубах – флирт-вечеринки, потеря девичьей чести больше не считается позором, гражданские браки стали нормой. Это, простите, неприкрытое блядство! Просто называем мы его свободой сексуальной культуры. Аборты в четырнадцать лет, детская наркомания, подростковая преступность... Россию спасет ДИКТАТУРА! Даешь Ивана Грозного! Даешь Петра Великого! Даешь Сталина! Верните на место ГУЛАГ! (Саратов)

Конечно, надо в школах вводить предмет сексуальное воспитание! Правда, дело тонкое... а при сегодняшней нехватке учителей не хотелось бы, чтобы данную тему преподавал учитель физкультуры.
Вот вы помните, как именно произошло для вас это узнавание? Когда и кто ударил вас по голове информацией о том, что Дед Мороз не существует, а детей находят не в капусте?..
Мои родители (как, я думаю, и большинство родителей моих ровесников) никогда не пытались поговорить со мной на такие темы. Видимо, считали, что как-то «само образуется». Таким образом, мой юный неокрепший мозг был обречен на ряд стрессов и потрясений, а моя психика – на неизбежные проблемы в данной области.
Потому что до семи лет я жила, в принципе, в абсолютно изолированном от этого всего пространстве. И даже как-то не задумывалась, чем мальчики особо отличаются от девочек, кроме того, что они громче орут и дерутся. В детский
сад я, болезненный ребенок, почти не ходила.
А вскоре после того, как я поступила в первый класс, мы переехали в Томск. И здесь я пошла учиться в славную школу № 15, ученики которой и открыли мне глаза на очень многое в этой жизни. Причем вы думаете, они мягко и ненавязчиво подготовили меня к этой информации, а потом популярно и доходчиво все объяснили?.. нет! разумеется, все было совсем не так. Я просто однажды рассказывала своим одноклассникам историю о том, как я «трахнулась головой об столб». В классе повисла тишина. «ЧТО сделала? – спросила меня моя тезка-одноклассница. – Ты что, не знаешь, что это значит?..»
– Разумеется, знаю! – соврала я.
И в течение последующих пяти минут внезапно оказалась буквально придавлена горой такоооооой информации.... приправленной сленгом и мировоззрением милых детишек 8 лет от роду...
О дальнейшем моем сексуальном воспитании позаботилась моя добрая бабушка. Она выписывала «Спид-Инфо», в котором была лотерея Голубая Каемочка. И вот как-то раз – по-моему, на весенних каникулах в первом классе – пришла я к бабушке погостить. Бабушка посадила меня перед кипой газет – двухгодичная подписка «Спид-Инфо» – дала мне в руки ножницы и попросила вырезать для нее все «голубые каемочки». А сама ушла делать драники.
Думаю, столько нового в данной сфере, сколько я узнала в тот вечер, я не узнала потом за остальные годы моей жизни. Когда я ела драники, мои глаза все еще оставались где-то на лбу. Сны мне ночью снились тревожные.
В общем, методом «сковородки по затылку» я постепенно освоила все, что мне было нужно. Но для своих детей я бы этого не хотела... (Томск).

Главный вывод, который я сделал насчет лекций по половому воспитанию, – рассказчик должен быть отличным психологом и оратором. Из кучи лекций я запомнил только одну, в летнем лагере. Пригласили какого-то профессионального дядьку из тех, кого слушают с открытым ртом. Он быстро и грамотно все рассказал. Не вдавался в подробности, но про контрацепцию и саму сексуальную жизнь объяснил так доходчиво, что я надолго запомнил.
А потом к нам в школу приглашали тоже «типа специалиста». Но тетенька говорила невнятно и скучно. Единственное, что запомнилось из ее выступления, – как она презерватив на ножку стула надевала. И сама смеялась, и вся аудитория.
Я думаю, уроки такие нужны. Но проводить их должен профессионал, а никакой не классный руководитель, который будет краснеть и спотыкаться на слове «член» (Зеленоград, Московская обл.).

TopList