Резапкина Галина | Мыслительные способности | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2007

Архив

Мы продолжаем публиковать подробные конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов с кратким психологическим обоснованием (автор курса – психолог и бывший учитель словесности Г. Резапкина; начало – в № 18–21).
В этом номере даны разработки третьих занятий курса для 5–7 классов. Важная особенность этих занятий – их направленность на самопознание и улучшение навыков общения. Если классный час или факультатив стал временем для вопросов и размышлений, помог ученикам определить свое отношение к базовым нравственным ценностям (или хотя бы задуматься об их существовании), время в любом случае потрачено не зря.
И так ли уж важно, что большинство детей в классе пока далеки от окончательного выбора профессии и находятся в поиске? «Уроки самоопределения» посвящены развитию качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности. А главное – в общении друг с другом. Надеемся, что они помогут не только конкретному ребенку, но и формированию дружественной атмосферы в классе.

Галина Резапкина ,
психолог

Мыслительные способности

Авторские комментарии к третьим занятиям в 5–7 классах

Психологическая диагностика, в которой не заложена возможность развития исследуемых функций, бессмысленна, если не безнравственна. Сочетание количественной и качественной диагностики на фоне упражнений и бесед о мышлении позволяет ученикам составить более полное представление о своих способностях, которое может стать стимулом к их дальнейшему развитию.

Мышление – это активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации и деятельностью, направленной на ее решение.

Тип мышления и профессия

Школьное обучение направлено на развитие конвергентного мышления, при котором ведущая роль отводится коре левого полушария мозга, особенно развитию высших психических функций, связанных с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Левое полушарие мозга обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. Конвергентное мышление необходимо в таких профессиях, как швея-мотористка, слесарь, учитель, военный, оператор ЭВМ, бухгалтер и т.п. Школьные экзамены и так называемые тесты достижений рассчитаны на людей с преобладающим конвергентным мышлением.
Дивергентное мышление свойственно творческим людям, которые способны образовывать неожиданные комбинации из обычных элементов или находить и устанавливать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. В творчестве ведущая роль отводится правому полушарию, которое обрабатывает информацию глобально, синхронно и интуитивно, то есть нелинейно.
Дивергентное мышление необходимо представителям таких профессий, как модельер, программист, ученый-исследователь, художник и т.п. В исследованиях, проведенных сотрудниками Института психологии РАН, выявлена закономерность: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, к которым относятся практически все тесты интеллекта, поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации. Творчество антиадаптивно – поэтому креативам трудно решать простые интеллектуальные задачи.
Знаменитый математик А. Пуанкаре показал столь убогий результат по тесту Бине, что его посчитали умственно отсталым. Т. Эдисон в школе славился своей медлительностью. Он вспоминал: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с этой мыслью». А. Эйнштейн в детстве казался ущербным. Его учитель греческого языка как-то воскликнул: «Ты никогда ничего не добьешься!» Позже Эйнштейн был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж.

По поводу тестов вообще

Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, также имеют одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.
Совершенно не обязательно требовать от всех творческого отношения к своему делу – чаще всего достаточно быть компетентным и ответственным исполнителем. Творчество неуместно там, где требуется пошаговое выполнение инструкции.
Ученики начинают знакомиться с темой «Мыслительные способности» в шестом классе. Цель занятий – не столько определить уровень сформированности некоторых качеств, сколько дать ребятам возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.
На успешность выполнения тестов интеллекта влияет эмоциональное состояние, состояние здоровья, условия работы, поэтому диагностику необходимо выполнять в спокойной обстановке и хорошем настроении. Впрочем, это относится к любому уроку.

Тест интеллектуального потенциала

Этот тест (ТИП, автор Ржичан) принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В рамках наших занятий целесообразно использовать сокращенный вариант, включающий 20 заданий. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.
Поскольку работа носит не столько диагностический, сколько развивающий характер, целесообразно провести обработку в классе, зачитав правильные ответы и попросив ребят самостоятельно проверить свои ответы. Узнавая правильный ответ, ребята видят, в чем они ошиблись.
Установлено, что высокие результаты по данному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышления от невербального – признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно-зрительных представлений.

Опросник типа мышления

Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Однако независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).
Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное). Хотя методика определяет некоторые особенности мышления, определенные выводы можно получить только в ходе индивидуальной психологической диагностики, проводимой психологом.
Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.

TopList