Дидактическая мишура | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2007

Архив

Попробовать, что ли?

Школьный праздник

Не за горами декабрь – конец четверти, отягощенный концом полугодия. Но все заботы, с этим связанные, – ничто по сравнению с хлопотами по подготовке школьных елок. Где взять настоящих Дедов Морозов? Где раздобыть костюмы? Что дарить детям? Но самое главное – где взять приличный сценарий?!
Вот и ходят по рукам учителей и родителей чужие сценарии, где якобы все так чудесно, так складно... А читать начнешь – детей жалко становится. Да и самим скучно этим заниматься.
Что может быть вариантом к поискам чужого сценария? Сочинение своего. Но вот в чем штука: как только этот свой сценарий будет опубликован, так он тут же превратится в «чужой», став для кого-то очередным образцом для подражания. Поэтому мы предлагаем вам не сценарии, а рабочие материалы, из которых видно, как эти сценарии рождаются.
Вариантов этого рождения несколько. В одних случаях инициатива исходит от учителей, и они от души стараются, чтобы елка стала настоящим веселым праздником. А в других случаях взрослые лишь помогают ученикам в осуществлении их замыслов.
А по какому пути идете вы? Или у вас уже давно припасен очередной готовый сценарий? Если нет, то не огорчайтесь. Кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования А.П. Ершова уверена, что новогодний праздник можно приготовить за неделю. Главное – внести элементы непредсказуемости, без которых и игра не игра, и праздник не праздник.

Дидактическая мишура

Из новогодней коробки с учительскими рассказами

По методу Золушки

Из письма Г. К., учительницы
географии, Москва

Моему классу надо было срочно подготовиться к празднику. Чтобы дело спорилось, я решила разбить сложившиеся кучки детей, которые привыкли друг с другом болтать. Для этого я придумала «метод Золушки».
Все дети встали в круг. После этого они скинули по одной своей «туфельке» и положили в центр круга. Капитаны вышли вперед с завязанными глазами и набрали себе каждый по пять туфель.
Им развязали глаза. И они стали искать, кому же подойдут выбранные ими «туфельки». Каждый капитан возвращал хозяину его туфлю и забирал его в свою команду.

Живой алфавит

Из письма З. Б., учительницы
словесности, Пермь

Каждый из учеников получает по букве. Ведущий (не обязательно я) задает какое-нибудь слово по учебнику, например «деепричастие». По сигналу к доске выскакивают «буквы» и выстраиваются в слово.
Кому достались две буквы сразу, те придумывали разные способы: то две руки подняты, то два пальца. А один мальчик два стула вынес и лег на них.
А еще мы «пишем хлопками»: вставая, каждый хлопает в ладоши на свою букву. Так мы «пишем» не только слова, но и словосочетания или даже короткие фразы. Промежутки между словами и конец слов или фраз весь класс дружно обозначает хлопком. Так, например, мы новогодние пожелания от группы к группе телеграфировали – на новогоднем огоньке.

Папа Мороз

Рассказ Т. У. учительницы
математики, Московская обл.

Папа наш загримировался, голос подобрал, костюм из театра принес – все как положено…
Дети мои (Нине три года, Васе год) так ждали Деда Мороза! И вот он приходит. «Здравствуйте, детки. С Новым годом!» – руку в рукавице протягивает.
Нина вдруг так застеснялась, ответить боится (ура! – не узнала), дотронуться до рукавицы боится, на коленки к Деду Морозу сесть боится… По лицу вижу – точно поверила! Да и как не поверить: папа-то у нас – профессиональный актер.
Минут сорок он и так перед ними, и эдак. Потом говорит: «Ну ладно, детки, до свидания. Я пошел в лес».
То-о-олько вышел из комнаты, Нина и говорит Васе: «Сейчас папа переоденется и придет».
…Так я и не поняла, кто кого разыгрывал: папа – детей или дети – папу?

«Подщипа»

Рассказ Ю. М, руководителя
школьного театра, Томск

На фестивале школьных театров я видел архаичную «Подщипу» дедушки Крылова. Это же XVIII век! А в зале все смеются. Вообще – феерический спектакль!
А история этого спектакля презабавная. Маленький поселочек на окраине области. Из культурных учреждений – только школа. Раньше был клуб. Но его давно закрыли и сделали в нем бар. И вот две девочки-старшеклассницы писали куда-то наверх и смогли отвоевать бар. Но в отместку арендаторы разворотили все внутренние стены. Крыша, окна, двери есть, а внутри пусто. Даже электропроводка повыдергана с мясом.
И вот эти две старшеклассницы организовали в бывшем баре театральную студию. У них нет сцены, нет освещения, ничего нет. А они ставят «Подщипу»! Текст совершенно немыслимый. И они играют его как клоунаду. Очень яркие костюмы: бахрома, все блестит, переливается. Они это специально делали – на контрасте с этими жуткими стенами и аварийным освещением.

Ручеек между рядами

Из письма Ф. Д., школьного
психолога, с. Павловичи,
Московская обл.

Открытый урок географии в 7 классе начался с того, что все ученики вышли в проход между рядами и стали играть «в ручеек». Довольно живо (я не ожидал) они стали бегать по «ручейку» и выбирать себе пары.
Через какое-то время учительница скомандовала: «Стоп! Первая и вторая пара – одна команда. Третья и четвертая – другая команда. И так далее».
Все моментально расселись по командам, и началась работа.

TopList