Резапкина Галина | Эмоции и развитие личности | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2007

Архив

Из первых рук

Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов (автор – психолог и бывший учитель литературы Галина Резапкина).
В этом номере даны разработки вторых занятий для 8 и 9 классов (для 5–7-х – см. № 19, 2007).
Таблицу с тематикой занятий на год вы можете посмотреть в № 18 за 2007 год.
Представление о разных типах интеллекта поможет классному руководителю лучше ориентироваться в разнообразии личностей своих учеников. Даст ему возможность оказать им своевременную поддержку.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление учеников, знание особенностей развития личности очень важно для учителя, призванного обеспечить это становление.
Напоминаем, что грифа «Немедленно принять к исполнению!» здесь нет и быть не может. Заниматься надо делом, к которому лежит душа, иначе оно превратится и для вас, и для ваших учеников в очередную обязаловку.
Просьба. Если вы провели то или иное занятие по предложенному курсу – поделитесь с коллегами, читателями нашей газеты и автором своими впечатлениями, сомнениями и находками.

Галина Резапкина ,
психолог

Эмоции и развитие личности

Введение в тему

Вторые и третьи уроки курса развивают тему взаимоотношений человека с другими людьми. Раскрытие темы идет последовательно: начиная от уточнения представлений о добре и зле в пятом классе до диагностики эмоционального интеллекта в восьмом. Игры, упражнения и методики, используемые на уроках, направлены на осознание недостатков и развитие достоинств.
Подростковый возраст очень благоприятен для социального и эмоционального развития, что обусловлено потребностью подростков в самоутверждении, эмоциональном благополучии. В это период идет интенсивное развитие социальных умений и навыков, усвоение социальных ролей и полоролевых стереотипов. Одновременно у подростка развиваются способность дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, способности эмпатии, самоконтроля и самомотивации.
Истинное развитее эмоциональной сферы возможно только на основе уважения и любви к другим людям, без которых ум превращается в хитрость, приветливость – в лицемерие, а сила – в жестокость.
Исследования показывают, что подростки с эгоистической направленностью менее благополучны в своем психическом развитии. Они стремятся занимать руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются. Уровень их притязаний заметно выше реальных возможностей.
Направленность личности закладывается в раннем возрасте под влиянием семьи. И тут приходится признать ограниченность школьного воспитания. В каждом классе есть ребята с явной направленностью личности. Одним мы не можем помочь, другим – не можем помешать. Однако есть и те, кто находится в состоянии неопределенности, когда доброе слово или красивый пример могут перевесить чашу весов.

TopList