Коновалова Татьяна | «Чувствуешь себя проштрафившимся учеником» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2007

Архив

Крик души

Насилие в образовании

В № 18 мы затеяли трудный разговор о случаях рукоприкладства со стороны учителей. Тема неоднозначная. Даже тот, кто твердо знает, что иначе ученика не остановишь, потом уже, задним числом, впадает в сомнения: а имел ли я право? Не сделал ли хуже? Что скажут коллеги? И не раздует ли современный школьник из одного эпизода целый скандал, напирая на юридическую сторону вопроса? (Кстати, вопрос о профессиональном риске классного руководителя будет поднят в следующем номере газеты.)
Кто только не размышлял о правах и обязанностях учителей, о границе допустимого воздействия на учеников – от Декарта до Льва Толстого. Казалось бы, какое дело замученному ежедневной рутиной классному руководителю до философских построений великих предшественников и рассуждений маститых педагогов? Но с другой стороны, вопросы-то нас беспокоят одни и те же. И единственного решения по-прежнему нет.
Жизнь с детьми полна непредсказуемых ситуаций, которые невозможно вогнать в рамки инструкций и правил. А вот нащупать собственные границы дозволенного, выработать личную позицию не только можно, но и необходимо.

Татьяна Коновалова

«Чувствуешь себя проштрафившимся учеником»

Родительское собрание как зеркало школьной атмосферы. Рассказ учительницы из Подмосковья

В гимназии, где учился мой сын, приходилось регулярно ходить на родительские собрания. Не придешь – твоему ребенку по шапке надают.
Со стороны классного руководителя было такое отношение: я, мол, лучше вас знаю ваших детей. И я вас сейчас научу, как с ними заниматься и вообще иметь с ними дело.

Как врач с пациентами

Говорила она с нами в лучшем случае как терпеливая сиделка с беспокойными больными. У нее был большой педстаж, и мы в ее глазах были «неразумные дитяти». Мы ее побаивались, а некоторые родители даже вели себя чуть ли не заискивающе. Из-за этого оставался ужасно неприятный осадок после каждого собрания.
Тут нужна какая-то мера. Учителю все-таки необходимо сотрудничать с родителями. Не то чтобы совсем на равных, но есть какие-то вещи, которые мы можем решить только вместе. Нужно родителям давать понять: я тоже не до конца знаю ваших детей, давайте друг дружке помогать, действовать сообща! То есть работать на содружество. А не так вот пренебрежительно: вы ничего не знаете, за детьми не следите, всё делаете неправильно, я вас сейчас научу… Чувствуешь себя проштрафившимся учеником.

Публичные разборки

А еще наша классная всегда устраивала персональные разборки. Родители сидели и ждали: сейчас до моего дойдет, интересно, что она скажет о моем. В алфавитном порядке шла по фамилиям и выдавала детальную характеристику ученика в присутствии всех.
«Ага, Петя Иванов... Ну, что вам сказать? Да, конечно, мальчик развитой, но...» И затем это «но» на глазах разрастается. На одно жалуется, на другое. И пошла-поехала. «Теперь переходим к следующему». А дойдя до какой-нибудь отличницы, говорит: «Такая молодец, что даже слов нет, говорить о ней не будем. Переходим к следующему».
Ну зачем это? Обсуждать надо все-таки не каждого ученика, а какие-то общеклассные вещи: тенденции, дела, микроклимат в классе. Но не переходить на личности. А так получалось, что она персонально говорит про каждого, а до проблем класса дело так и не доходит.
Как метод, мне кажется, это недопустимо. Хочется сказать таким учителям: «Подобных вещей делать вообще никогда нельзя. Публично ни хвалить детей, ни ругать нельзя. Разве это работает на содружество? Претензии надо обсудить индивидуально. А не сталкивать детей и родителей между собой.

Свое пространство

Знаю один случай замечательный. Учительница написала дочке моей подруги в дневнике: «Не выполнила домашнее задание». Запись была сделана агрессивными красными чернилами. Мама девочки отправила дневник обратно с формулировкой (тоже красными чернилами): «Не выносит помойное ведро». И подпись – такая-то.
Действительно, ну что за претензии могут быть у учителя к родителям в том, что касается учебного процесса? Это твои взаимоотношения в классе с конкретными детьми. Вот сам с ними и строй эти взаимоотношения. А я буду строить свои. Я же не вмешиваю учителей в свои домашние проблемы с ребенком! У каждого свое пространство…
Нет, с родителями обсуждать и домашние задания, и поведение учеников, конечно, можно и даже нужно. Но с глазу на глаз! Например, по-хорошему расспросить, узнать: а вот что у вас в семье происходит, мне интересно. А не выговаривать: то не так да это не так, и за выполнением домашнего задания не следите, и со своим ребенком не занимаетесь... Не наступать с бесконечными требованиями и обвинениями. «Ваш сын хамит учителям! Вы вообще мать или не мать?!» И вот сидишь и готова сквозь землю провалиться…

Цепная реакция

Но ведь вся штука в том, что этой классной руководительнице, которая накручивает хвост родителям, – ей, в свою очередь, накручивает хвост администрация. А почему? Да потому, что в школе царит атмосфера борьбы за отметку, за результаты, за престиж. Почему? А потому, что это часть борьбы за место школы в районе, района – в городе, города – в округе и так далее.
Вот откуда ноги растут. Кипит борьба за собственный имидж. И в конце концов напряжение и агрессия спускается на ребенка: управленцы накручивают учителей, учителя – родителей, а родители приходят домой и накручивают детей…
Это же страшно. В этом участвовать совсем не хочется…


От редакции

Дорогие классные руководители, вот вам взгляд со стороны. Человек пришел на родительское собрание, и ему показалось, что чуть ли не вся школьная жизнь – это сплошная эстафета давления. А вдруг мы и правда себя не видим, ослепленные чувством своей непогрешимости, своего превосходства? Если так, то жаль. Во-первых, это исключает сотрудничество, а без сотрудничества (с самими детьми и их родителями) никакое подлинное воспитание невозможно.
А во-вторых, чего же мы тогда ждем от родной администрации? Какого-такого понимания и сочувствия? Ведь и директор, и завуч зачастую тоже относятся к нам как к «проштрафившимся ученикам».
И тем ценнее увидеть эту цепочку взаимодействия всех участников школьной жизни глазами директора крупного образовательного центра. (Читайте раздел «Взаимоотношения с администрацией» в № 23.)

TopList