Ершова Александра | Хвали с умом | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2007

Архив

Грамматика общения

Оценка успеваемости

Пресловутая оценка-отметка… Что именно ею оценивать и что отмечать? Каковы критерии, рамки? За что конкретно ставят отметки ваши коллеги-предметники?..
Тройка – она и есть тройка, или у Пети она одна, а у Васи – совсем другая? Может ли оценка быть объективной? Так называемое прилежание влияет на оценку или вы ставите ее по результату?
Не рычаг ли власти – оценка? Завышение или занижение оценки – это относительно чего? Что для вас значит оценка «отлично» – отлично от чего? А «удовлетворительно» – удовлетворяет кого?
Ощущаете ли вы интуитивно, что (или кто) стоит за той или иной оценкой? Что хуже – завысить оценку или занизить? Кому хуже? Это «хуже» для учителя и ученика – одно и то же?
Множество вопросов...
Оценка – штука коварная. Нет, если уметь с этим инструментом обращаться осторожно и с умом, то можно не только не навредить детям, но и помочь им. Если, конечно, оценка будет объединять детей, а не разъединять их.
И потом, если классный руководитель сам будет свободен от шор, от порабощенности оценкой, то тем эффективнее он сможет помочь своим ученикам в их возможных конфликтах с учителями-предметниками.

Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук

Хвали с умом

Психолого-педагогические ориентиры

Многие учителя знают, как трудно научить подростков встречать
с достоинством не только свое поражение, но и победу. Второе,
пожалуй что, потруднее будет…

Большинство ситуаций обучения строятся на поощрениях и порицаниях. Известно, что дети любят, когда их хвалят взрослые. На этом основана большая часть педагогических воздействий.
Но случается, что похвала иногда обрушивается на ученика совершенно для него неожиданно. Так что ему нередко приходится крепко подумать, чтобы понять, за что же это его сейчас похвалили.
Например, ученик, готовя дома уроки, заранее заглянул в соседний параграф учебника и запомнил название следующей темы. И поэтому на уроке назвал ее безошибочно первым. Учительница же стала хвалить его… за догадливость и хорошее понимание предмета!

О преодолении препятствий

Всегда ли учитель, хваля ребенка, понимает, какое именно препятствие пришлось преодолеть ребенку и на пути к какой цели? Это во-первых.
А во-вторых, какие положительные эмоции учитель больше ценит в ребенке? Те, что возникают при преодолении препятствий? Или те, которые были вызваны похвалой?
И в-третьих, как ответы на эти вопросы проявляются в поведении учителя?
Любому учителю следует хвалить своих подопечных не абы за что, а за удачное преодоление препятствий. Не закатил истерику, оттого что получил заслуженную двойку, – молодец! Настоял на своем, уговорил, убедил – опять молодец!
Хвалить следует с умом. Взвалил на себя работы больше, чем другие, – молодец. А вот за то, что просто успел раньше всех, или за то, что сделал на уроке чуть больше, чем отпетый лентяй, лучше не хвалить.

О горечи побед

В каждой педагогической ситуации – свои парадоксы, свои решения. За молчание иногда можно и нужно похвалить, а иногда лучше этого не делать. То же самое можно сказать и о проявлениях смелости, и уж тем более – скромности.
Делать подопечного «героем» за каждую его победу – опасно. Чувство победы должно связываться не столько с признанием геройства, сколько с собственной радостью.
Свои победы ученику полезно отмечать самому. Даже если их не видят другие. Ученику не надо всегда и во всем зависеть только от чужого мнения. Ведь жизнестойкость человека предполагает его способность самостоятельно держаться принятых на себя жизненных обязательств, не рассчитывая на моральную поддержку или материальное вознаграждение.

О насыщенности урока

Весьма поучительным является опыт Лидии Филякиной. Уже на первом уроке она устанавливала настолько насыщенный темпоритм работы, что никто из учеников не успевал выполнять все задания!
При этом задания были довольно простыми, но их было так много и они так плотно шли друг за другом, что скучать не приходилось никому! Все оказывались в бурном потоке хоть и посильных, но уж очень разнообразных дел.
В результате у учеников формировалось представление, что на уроке нельзя пропускать ни одной минутки. Только отвлечешься, зазеваешься – как уже проспал какую-то очередную работу, видимо, весьма интересную, раз соседи и справа, и слева столь захвачены ею. Захвачены именно выполнением задания, а не получением очередного учительского «Молодец!»

О радости огорчений

Для любого ребенка желание нравиться естественно. Именно для удовлетворения этого своего желания многие ученики стремятся на любое задание выскочить первыми.
Вдруг оказалось, что «выскочка» справился с заданием неудачно. Однако одни ученики в подобной ситуации обижаются, а другие – огорчаются. В чем разница?
Чувство обиды связано с неудачной попыткой удовлетворить социальную потребность – быть среди других лучшим, первым, любимым. А чувство огорчения –
с неудачным удовлетворением
потребности познания.
Какое же из этих двух желаний – быть первым, купаться в лучах славы или бескорыстно узнавать, понимать и все вокруг исследовать без оглядки на похвалу – окажется определяющим в поведении ученика? И может ли учитель повлиять на ежедневную тренировку в учениках одного из этих двух желаний и подавление другого?

О реальности счастья на уроке

В интереснейшем педагогическом опыте Филякиной каждый ученик в конце концов начинал работать, не ожидая ни шумного успеха с аплодисментами, ни легких побед. Потрудись, научись, узнай – тогда, может быть, тебя похвалят.
Но и не это главное. Главное, чтобы ученику самому было интересно совершенствовать свой труд. Ведь жизнестойкость любой личности и заключается в такой ее оптимальной направленности, в осуществлении которой не наступает пресыщения.
Как свидетельствуют многие произведения искусства, чуть ли не единственная форма того реального счастья, которое в душе человека может приумножаться безгранично и пожизненно, есть счастье познания. И каким бы путем насыщение потребности познания ни шло – научным ли, художественным ли (каждому свое), – ни пресыщения, ни апатии, ни оскомины не возникнет. В отличие от всевозможных вариантов потребности биологической (где ограничения накладывает сама физиология организма) и потребности социальной (насыщения которой неизбежно ограничиваются интересами других).

TopList