Развитие эмоциональной сферы | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2007

Архив

Развитие эмоциональной сферы

* психологический ликбез

Авторские комментарии ко вторым занятиям в 5–7 классах



Вторые и третьи уроки курса развивают тему взаимоотношений человека с другими людьми. Раскрытие темы идет последовательно: начиная от уточнения представлений о добре и зле в пятом классе до диагностики эмоционального интеллекта в восьмом.

Современная система образования больше ориентирована на развитие познавательной, чем эмоциональной сферы. При этом исследователи выделяют целых семь видов интеллекта: лингвистический, математический, пространственный, двигательный, музыкальный, внутриличностный и межличностный.

Понятие «социальный интеллект» (СИ) впервые употребил в 1920 г. Торндайк. Он обозначил им дальновидность в межличностных отношениях и способность мудро поступать в человеческих отношениях. В 1937 г. Оллпорт описал СИ как особую способность («социальный дар») верно судить о людях, прогнозировать их поведение и хорошо приспосабливаться к межличностным взаимодействиям.

В середине прошлого века американские психологи обследовали большую группу детей. Две трети из них выросли в благополучных семьях и отличались высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Остальные имели более скромные показатели и массу семейных проблем. Казалось бы, они обречены быть аутсайдерами. Через пятнадцать лет выяснилось, что среди второй группы оказалось больше людей, успешных по американским меркам. Решающую роль сыграла способность сопротивляться стрессу и держать удар.

С 90-х годов XX века появился новый термин – «эмоциональный интеллект» (EQ). Его ввели в обиход американские психологи П. Саловей и Дж. Майер.

Согласно результатам исследований Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей».

Они утверждали, что эмоции и интеллект не противоречат друг другу, как принято считать, а переплетены и довольно тесно взаимодействуют.

Можно сказать, что эмоциональный интеллект включает в себя два других вида интеллекта: внутриличностный и межличностный. Его еще называют здравым смыслом. Именно его считают главным залогом не только благополучной карьеры, но и счастья в личной жизни.

С точки зрения ученых, эмоциональный интеллект – это особый способ быть умным. Он выделяет четыре главных составляющих ЭИ: самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений.

Самосознание – важная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны, умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждения.

Самоконтроль – следствие самосознания. Способность в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию важна во всех жизненных ситуациях, а не только в процессе учебы или работы.

Наглядным примером может служить знаменитый «зефирный эксперимент», проведенный учеными из Стенфордского университета. Ребенок вынужден был как можно дольше сидеть за столом со сладостями, ни к чему не притрагиваясь. Рекордсмены самообладания впоследствии оказались наиболее успешными бизнесменами.

Если первые две составляющие эмоционального интеллекта – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность – относятся к способности человека участвовать во взаимоотношениях.

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, учитывать чувства и эмоции других людей, способность к диалогу. Золотое правило общения – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – основано на эмпатии.

Коммуникабельность – это не просто дружелюбие, а умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Еще одной важной стороной эмоционального интеллекта является самомотивация, то есть способность ставить перед собой цели и достигать их. Без этого качества все остальные могут оказаться бесполезными.

Считается, что обычный интеллект повысить практически невозможно. Зато эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Улучшение эмоционального интеллекта способствует адаптации к миру и гармоничному взаимодействию человека с другими людьми.

Для подросткового возраста характерны интенсивное развитие социальных умений и навыков, усвоение социальных ролей и полоролевых стереотипов. Одновременно у подростка развивается способность дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, способности эмпатии, самоконтроля и самомотивации.

Важно осознавать, что сами по себе самосознание, самоконтроль, эмпатия, коммуникабельность и самомотивация не являются достоинствами. Можно глубоко осознавать и контролировать свои чувства, понимать состояние другого, быть прекрасным собеседником, используя эти полезные навыки как средство манипуляции другими людьми в своих целях.

Если понимать эмоциональный интеллект как набор навыков, не имеющих под собой нравственного фундамента, то придется признать, что эмоциональный интеллект лучше всего развит у обаятельных мошенников, целеустремленных проходимцев, хладнокровных преступников.

Истинное развитие эмоциональной сферы возможно только на основе уважения и любви к другим людям, без которых ум превращается в хитрость, приветливость – в лицемерие, а сила – в жестокость.

Исследования показывают, что подростки с эгоистической направленностью менее благополучны в своем психическом развитии. Они делают все для своего успеха, своих достижений. Они стремятся к любви и уважению, но не получают их. Возникает парадоксальная ситуация – чем больше человек стремится к самоутверждению, признанию, тем меньше он удовлетворен ими. Такие подростки стремятся занимать ведущие руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются и руководить не умеют. У подростков с эгоистической направленностью личности уровень притязаний заметно выше их реальных возможностей.

Направленность личности закладывается в раннем возрасте под влиянием семьи. И тут приходится признать ограниченность возможностей школьного воспитания. В каждом классе есть ребята с явной направленностью личности. Одним мы не можем помочь, другим – не можем помешать. Однако есть и те, кто находится в состоянии неопределенности, когда чашу весов может перевесить доброе слово, красивый пример.

TopList