Как мы на выставку в город ездили | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Как мы на выставку в город ездили

* из почтового ящика

Лидия АНШУКОВА, социальный педагог, сельская школа, п. Оболенск, Московская обл.

Бывает, что самое главное происходит на обратном пути


Уважаемая редакция, прочитав в газете материалы про культпоход в музей («Классное руководство» №2, 2007), решила откликнуться на ваше предложение поделиться собственным опытом посещения музеев и выставок.

Мы живем в поселке под Серпуховом. А неделю назад я узнала, что в Серпуховском выставочном зале экспонируется акварель Сергея Андрияки. И вместе с мужем мы туда отправились.
Работы самого художника и его учеников занимали два огромных зала. Многие картины поражали своими большими размерами: «Сирень», «Купол», «Пионы», «Ливень». Оказывается, и акварельными красками можно изобразить огромные зимние, летние пейзажи, натюрморты.
В конце экскурсии нам включили фильм о мастер-классе художника. Он считает, что в классе, где обучаются дети, должен одновременно с детьми рисовать и их учитель. Он показывал, как нужно рисовать – почти что молча.
Вот я и решила предложить 7 «А» посетить 27 февраля эту выставку. Пришли 22 ученика. С нами поехали классная руководительница Ирина Викторовна и учительница по ИЗО.
По дороге в город я предупредила детей, что буду спрашивать названия картин. Может, и не надо было этого говорить? Они всю экскурсию старались на свои сотовые телефоны все названия картин записать.

Начали мы с того, что я показала им ту картину, которая меня с мужем особо удивила. Картина называлась «Обманка». Дети внимательно стали ее рассматривать, и тут на помощь к нам пришла экскурсовод – она дала свое толкование (мы с детьми по-другому объяснили ее название).
Дети внимательно слушали экскурсовода, которая и замечательно рассказывала про технику исполнения той или иной картины, и сравнивала один и тот же пейзаж изображенный то ранним утром, то в солнечный день. Она сначала давала ученикам возможность самостоятельно посмотреть картины, а потом начинала о них рассказывать.
Экскурсовод и сама много задавала вопросов, и подробно отвечала на вопросы детей. Например: «Почему портрет девушки не дорисован: голова и руки изображены, а туловище – только в карандаше?» Старалась, чтобы дети рассматривали не только броские картины, но и натюрморты с изображением разных предметов: чугунный утюг и ручное шитье – кружева из ниток, кроссовки и ремень. Обратила внимание детей на то, как красивы красные арбузы на бордовой скатерти!
По ходу экскурсии подходит ко мне мальчик и сообщает, что вроде как художника этого уже нет. Я посоветовала ему спросить у экскурсовода. На его вопрос «А художник жив-здоров?» она ответила: «Жив-здоров, имеет шестерых детей, написал пять тысяч картин!» (Как раз столько человек проживает в нашем поселке.)

На обратном пути в автобусе мы начали вспоминать все слова на букву «П», связанные с выставкой: превосходно, прекрасно, прелесть, потрясающе…
Вытащив из своей сумки ручку, обращаю ее в волшебную палочку, и дети стали передавать ее по автобусу из рук в руки, вспоминая названия картин. Один круг прошел – а картины перечислены не все. Пошла волшебная палочка на второй круг – и здесь уже с трудом стали вспоминать.
Но нашелся один мальчик, Саша Ларин, который записал почти все картины. По просьбе одноклас­сников он, не смотря в свой сотовый телефон, стал перечислять выставленные картины. Дети слушали с восхищением. Я объявила, что завтра в школе он получит приз за такую хорошую память.

Ехать нам до поселка минут 25, и вот я даю детям следующее задание. Так как они сидят парами, то парой надо сочинить четверостишие о том, что мы видели.
Две пары почти тут же подняли руки – готовы. Затем еще три пары. А когда очередь подошла шестой пары, то она продекламировала свое четверостишие хором, за что я им тоже пообещала особый приз. А один мальчик выдал текст (правда, не очень складный), где сказано, что художник жив-здоров, имеет шесть детей и написал пять тысяч картин.
Уже когда автобус подъезжал к поселку, вдруг снова поднимается рука, и меня зовут на галерку. Второе четверостишие готово у пары, которая уже выступала. Всем захотелось продолжить поэтическую эстафету. Посоветовала дома рассказать всем домочадцам об экскурсии.
Из автобуса дети вышли довольными, жизнерадостными, с перечнями картин, с которыми они сегодня познакомились. И время в пути даром не прошло.
А задания и приемы пришли мне на ум после чтения статей в вашей газете (у меня с собой в портфеле всегда очередной номер – читать в дороге; я всегда в поездках так делаю).

На следующий день перед уроками дети заглянули в мой кабинет. Я думала, что они многое забудут. Нет. Дружно повторяли хором то названия картин, то обрывки стишков собственного сочинения.
Получив по две наклейки из мультфильмов (обещанные в автобусе призы), довольные семиклас­сники побежали на урок.
А Ларин Саша по моей просьбе переписал названия всех картин для «школьной летописи».

TopList