Родительские конференции | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2007

Архив

Родительские конференции

* попробовать, что ли?

Феликс НОДЕЛЬ, кандидат педагогических наук, учитель словесности в архитектурном колледже, Москва


Много лет я наблюдаю на родительских собраниях старшеклассников одинаковую картину: присутствуют так называемые благополучные родители, а у школьной ограды или на крыльце маячат фигуры их довольно взрослых детей. Представителей же самых трудных семейств, как правило, нет, а если они в кои‑то веки приходят, то держатся настороженно, затравленно и явно ждут публичного разноса. И если получают разнос, в следующий раз остаются дома.
Но чем же тогда заниматься на родительском собрании в классе? Разбирать классные ЧП? Информировать пап и мам об успехах и проступках их детей? Однако обо всем хорошем родителям обычно уже известно. А о плохом... О нем все‑таки лучше говорить с глазу на глаз…
А что если готовить и проводить некие беседы-конференции – своеобразный обмен опытом и мыслями о жизни? И почему бы не сделать эти родительские собрания-конференции открытыми для старшеклассников? Собирать их вместе не для проработки, а для самообразования.
Рано? Дети? Но какие же дети, если ребята старше их годом или двумя уже работают на заводах, учатся в институтах, если не за горами – восемнадцатилетие с правом избирать и быть избранным, с правом завести собственную семью? Сам факт свободного доступа старшеклассников на родительское собрание заставит их родителей отнестись к ним как к взрослым.
Мне удалось проверить на практике идею таких собраний в девятом классе школы-новостройки в микрорайоне Бибирево. Первое родительское собрание-конференция: «Образ Петра Первого в литературе и искусстве». С небольшими докладами выступали ребята. И родители, и сверстники слушали выступающих с большим вниманием. Родители потом говорили, что не ожидали от ребят такого умения анализировать произведения литературы, кино, театра, живописи, музыки.
Своеобразным продолжением и развитием этой темы стало второе собрание: «Воспитание в дворянских семьях». Сообщения коллективно готовили представители трех семейств класса. Докладчики обращали особое внимание на то, что было общим в дворянском семейном воспитании: на единую педагогическую стратегию отца и матери; на отсутствие «авторитета подавления»; взаимное уважение, любовь и дружбу всех членов семьи; целенаправленность раннего умственного развития детей; чередование умственного и физического труда; на воспитание оптимизма, жизнелюбия; на глубину взаимопонимания и постепенное введение юных членов семьи в круг взрослых интересов родителей. А потом, перейдя к своим делам, говорили о том, как важна нравственная атмосфера, созданная в семье.
В ином аспекте затрагивало стратегию семейной педагогики следующее собрание – о проблемах эстетического воспитания. Выступали родители.
Один рассказал о семейном туризме – воспитании красотой природы; другой – о приобщении дочери к музыке; третий –
о передававшемся сыновьям «по наследству» его собственном увлечении рисованием; четвертый – о спорах в семье по поводу спектаклей, увиденных по телевизору, и т. д.
Последнее собрание было созвано в конце учебного года и посвящено профессиональной ориентации. Выступали ребята – те, кто в большей мере определил свой путь, и родители. Один из них доверительно рассказал, как трудно ему было трижды в жизни менять профессию, пока он не нашел, наконец, своего призвания.
Мне могут возразить: «Но ведь вы опять‑таки ведете разговор главным образом о благополучных семьях. Именно такие родители преимущественно участвуют в ваших собраниях. А что дают ваши конференции так называемым трудным семьям? Думаю, и им немало дают. Они узнают много полезного о различных сферах семейного воспитания, причем не в теоретическом, а главным образом в практическом плане. Кое-что можно сразу же использовать у себя дома, над другим они задумаются, третье обсудят на семейном совете.
После таких собраний родители часто подходят к классному руководителю, постепенно проникаясь уверенностью в том, что в школе их никто не обидит и не попрекнет, а постарается помочь советом.

TopList