Прятки с вариациями | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2007

Архив

Прятки с вариациями

* попробовать, что ли?

Записала Татьяна ЭТИНГОФ

Рассказ Валентины Трубниковой, педагога НПО «Школа самоопределения»


Как только постигаешь, что правила в игре для чего-то существуют, сразу видишь, как их можно варьировать. И под разные цели любая игра изменяется. В такой ситуации все время можно работать интересно и с пользой для детей. Ведь любая игра становится неисчерпаемой.

Настало Время Пряток! Зал маленький, но наполнен множеством деталей мягкого конструктора, так что дети прячутся за и под деталями. В один угол, прикрывшись конструктором, иногда набивается до двадцати человек. Водящий ищет, находясь в определенном месте, заранее известном всем играющим. Найденным считается тот, кого искатель со своего места увидел и назвал по имени. А теперь – о вариациях.

Спрятаться на счет

Промежуток времени, отведенный на спрятывание, постепенно уменьшается.
Когда эта игра только вводилась, водящим был взрослый. С закрытыми глазам и он считал до десяти, давая возможность спрятаться. Потом усложнили игру, сокращая счет. Водящий считал до девяти, потом до восьми, до семи, до шести и так далее. Даже на счет один дети успевали спрятаться!
Иногда водящий менял место наблюдения. На последних занятиях в конце года искателями становилась целая команда – тогда считали до десяти.

Спрячьтесь друг за друга

И ведь как прячутся! Дружба, дет­ская доброта – найдешь первого, так этот проигравший старается сесть, прикрыв собой других от водящего.
А какая из команд сохранит больше человек, прячась за одним или двумя игроками?

Сардины

Этот вариант мы нашли в Интернете. Прячется один человек, и все его ищут. А кто нашел – прячется вместе с ним.

«Ленивый» педагог

Взрослый прячется от детей. Как только дети его найдут, начинаются занятия.
Странные дети почему-то стремятся найти учителя побыстрее, сами разбиваются на команды и прочесывают местность.

Командные прятки

Прячемся командой (количество человек в команде меняется). Можно команду сцепить разными способами. Например, руки на плечи. Если играют втроем, то средний оказывается в очень неудобном положении, и ему надо всячески помогать.

Прятки в убежищах

Можно произвольно разбросать мягкий конструктор, можно строить дома из предметов, находящихся в спортивном зале. Условие: команда должна каждый раз перепрятаться в другом домике. Командам придется быстро договариваться: кто – куда.
Однажды интересно получилось. Предложила ребятам разбиться на группы по четыре человека, не объяснив задания. Неожиданно появилась группа из семи человек (почему-то не смогли договориться).
Я дала задание каждой команде построить себе убежище из предметов, находящихся в спортивном зале. После строительства жилищ я объявила: «А теперь время пряток! Считаю до пяти. Всем спрятаться в свой дом!» (Примечание: прятаться можно в убежище и за него.) Представляете, как трудно пришлось группе из семи человек – ой-ой-ой!
Но на этом трудности не заканчивались. На определенный счет команды должны были перебежать по часовой стрелке до другого дома и там спрятаться. А дома-то все разные – никто же не знал, с какой целью строили.

«Зверобатически»

Можно ползать гусеницей, прыгать зайцем или идти гусиным шагом – как угодно, только не ходить!

Перемена мест водящего

Водящий может менять место наблюдения-поиска (дети при объяснении этого правила должны представить сектор обзора водящего).
Водящий может искать, не сходя с определенного места.
Может двигаться только по определенной линии. Может перемещаться по вертикали – по физкультурному комплексу.
Может сверху смотреть.
Может, лежа на полу, искать...
Как видите, прятки неистощимы!
Но как только игра пошла, я тут же отхожу в сторону и не мешаю ей. Предоставляю игре самой выбирать русло, самой жить и развиваться.
И при такой энергичной свободной спонтанности (а иначе игра не игра) я как педагог оказываюсь не самым главным и внушительным персонажем. Я вроде бы обучаю не обучая. Конечно, чаще всего обстоятельства и правила задаю я: и взгляд со стороны могу дать, и новые идеи подкинуть. Но потом игра начинает развиваться в своей логике и часто перетекать совсем в другое, не мною задуманное русло. Уж такова природа игры, и это здорово: значит, на что-то новое, важное выходим – не пропустить бы!.

TopList