Короткие интервью | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2007

Архив

Короткие интервью

В преддверии нового учебного года


Татьяна Владимировна Пантюхова,
руководитель справочно-информационного центра лицея, г. Нижний Новгород

– Почему вы хотите стать классным руководителем?
– Мечтаю иметь свой класс, чтобы с помощью детей и родителей осуществить видеопроект «Нижегородские прогулки». Это будет видеоэкскурсия по фольклорным местам Нижнего Новгорода и календарь с творческими работами детей.

– Что, по-вашему, мешает работе?
– Конечно же заполнение всяческих бумаг и документов, которое отнимает драгоценное время реальной жизни с детьми, реальной творческой работы.

Тамара Евгеньевна ЗАЙЦЕВА,
классный руководитель с 30-летним стажем, ныне библиотекарь, г. Москва

– Что для вас, как для классного руководителя, было головной болью?
– Ну во-первых, журналы я терпеть не могла. Завуч все время нас проверяла. Сначала цифирки вот так, потом по линеечке вот эдак, потом оценочки все проверяла. «Ага, почему у тебя в этот день стоит всего две оценки?» Особенно медальные журналы. Защитить эти медальные журналы – это жуть, высчитывают каждую оценочку.

Во-вторых, я бы назвала администрацию, которая очень часто все формализует, чуть ли не вожжами под хвост подхлопывает иногда. Сейчас вот опять стали на уроки ходить, сверять программные темы. Вот по программе на такую-то тему два часа, а мне эта тема нравится, я в ней себя чувствую хорошо. Почему бы мне три урока не дать по этой теме? Нет, вот чтобы в журнале было записано, как по программе, – два часа.

– А есть что-то, что вы бы сейчас сделали не так?
– Да. Сейчас я бы не участвовала во всеобщей школьной гонке за оценки, баллы, рейтинги… В этом общем психозе. Переоценка ценностей у меня произошла.

Когда узнаешь, что некоторые выпускники, которые все отдавали учебе (а таких в нашей гимназии было немало), попали в психушку, – это страшно. Сколько было нервов и слез! Медаль, красный диплом… Ну и что? А кому это надо? Ну хорошо хоть, что некоторые наши выпускники сейчас одумались и свое добирают – свои интересы, спортивные увлечения, тусовки. Потому что такие страшные судьбы бывают, когда ученики уж совсем зазанимаются. А ведь учителя только подогревают это, взращивают…

У нас была такая учительница по математике. Она была очень строгая. И вот девочка одна не пришла на какую-то там контрольную. На следующий день говорит учительнице: «Вы знаете, я вчера не была, потому что не подготовилась». «А почему ты не подготовилась?» Девочка назвала какую-то причину: голова болела или еще что-то. А учительница посчитала, что это неуважительная причина, и так девочку отругала, что у той случился нервный срыв. Пришла домой и уставилась в стену – и все, и как окаменела. Потом я узнала, что она попала в психушку.

Или еще на родительских собраниях любят стращать родителей, что их детей не допустят до экзаменов. Это вот такой стиль педагогический – держать всех в напряжении. Хорошо, если у детей здоровая психика и они все понимают правильно…

Мне жаль, что я вольно или невольно принимала в этом участие.

Наталия Григорьевна Шмелева,
классный руководитель 8 «В» класса, г. С.-Петербург

– Что привлекает вас в классном руководстве?
– Общение с детьми, возможность жить их делами. Да я молодею лет на двадцать! Не представляю себя без классного руководства…

– Как удается находить общий язык с классом? Ведь сейчас такие трудные дети…
– Какие времена – такие и нравы. Стараюсь быть честной: и я не образец для подражания. А дети… У меня сейчас сложный класс. Разные дети, разные отношения. Учусь не лезть к ним в душу, если не просят. Учусь понимать и уважать их. Учусь не кидаться решать их проблемы. Учусь быть рядом, если вижу, что им трудно. Стараюсь не вмешиваться в их личные отношения друг с другом. Это трудно, приходится себя сдерживать изо всех сил… В общем, учусь быть классным руководителем…


закладка в любимой книжке
Книжка

Книжка называлась так: «Нужно быть послушным». В ней было все, что может заинтересовать ребенка, который всерьез решил стать взрослым человеком.
Когда владелец Книжки ушел в детский сад, она спустилась со своей этажерки и стала не спеша прогуливаться по комнате.
Первым, кто повстречался ей, был отрывной Календарь. В нем уже почти не осталось листков (потому что дело было в декабре), но он не смущался этим и даже был, по-видимому, весел.
– Негодные дети! – возмутилась Книжка. – Разве можно так книги рвать?
Календарь только усмехнулся.
Но Книжка его не поняла: в ней ничего не говорилось о календарях. Поэтому она, проворчав себе под нос что-то нравоучительное, отправилась дальше.
На письменном столе она увидела Пресс-папье.
– Грязнуля, – сказала Книжка. – Посмотри, ты все в чернилах!
Затем она долго отчитывала Форточку за то, что та выглядывает на улицу (можно простудиться!), объясняла Маятнику, что не следует бегать взад-вперед, Графину – что нельзя баловаться с водой, и так далее.
Хорошо, что на ее слова никто не обращал внимания.
А если бы ее послушали?

Феликс Кривин
/Из кн.: «Путешествие в страну вещей», М., 1965/

TopList