Авторитет и авторитарность | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2007

Архив

Авторитет и авторитарность

* азбука стиля

Лидия ФИЛЯКИНА

Слова однокоренные, но коренным образом различающиеся по сути


Авторитарность – это свойство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно: это всегда оборачивается войной.

В первый же свой урок на институтской педпрактике я вошла в класс, чтобы отомстить десятиклассникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитарной манере, предупреждая ученика после его ответа: «Я вас еще не сажала». За эти предупреждения отметку по педпрактике мне снизили до четверки.

Отомстила

На следующий день ко мне подошла классная руководительница и спросила: «Это вы вчера давали урок астрономии?» Я сразу подумала о том, что класс невзлюбил меня. Но нет. На мое «А что?» учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!

Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважительно относились к учителям, знающим свой предмет, умеющим его преподнести, умным и даже остроумным. Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно реагировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется. Это мне предстояло вспомнить еще не раз…

Не равные, но ровные

Если ученик допускает дерзость без основания, по каким-то своим мотивам, то не лучше ли оставить ее без ответной дерзости? После урока легче будет в беседе выяснить причины этого всплеска эмоций.

Если я понимала, что моя шутливая фраза задела человека, я не стеснялась вслух или на ушко ребенку сказать (без иронии): «Прости меня, я не хотела тебя (или вас, в зависимости от возраста) обидеть, извини за нелепую шутку». Это снимает агрессию, но ни в коем случае не уменьшает авторитет учителя.

Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы будем решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.

Они нам больше нужны

Я часто слышу от учителей: «Что же мне, терпеть их выходки?». Я бы ответила: «Несомненно». Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Представьте: девятый класс вечерней школы, урок физики – и дурацкие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу, ну конечно же к Константину Михайловичу Хелему, нашему замечательному директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: «Раз ушла – жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще запомни – твое место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своем рабочем месте».

Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с моим другом в том, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого будем работать? И кто для кого – мы для них или они для нас? – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но все-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!

Доверены судьбой

Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я работала во втором (не своем) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).

В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокойных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лест­нице и заявили: «Мы считаем, что Борю надо убрать!». Я переспросила в той же манере: «Убрать – это как? К стенке, что ли?» (Я имела в виду пересадить подальше от всех.) Они, перебивая друг друга, взахлеб стали говорить, как Боря обижает их детей. На что я сказала: «Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находятся теперь под моей защитой и охраной».

Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый коллектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действиями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.

Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и администрация, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите – даже стол в центре класса!

А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.

Персональное решение

Так и слышу застрявший в горле вопрос: «Что же нам теперь прикажете и хамство терпеть?!» Вопрос, конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идет о старшей школе.

Если в разговоре со мной девяти-, десятиклассник выругается матом мне в лицо, то я тут же дам ему пощечину. Даже если после этого мне придется уйти из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому язык свой держат за зубами.

А вот в начальной школе для меня выход один – объяснять.

Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трех букв. Я сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было. Ромик: «Это я вам, Л.К., говорю» – и повторяет слово.

Мне пришлось высказать свое мнение. Я считаю, что матерные слова пришли к нам со времен монголо-татарского ига. Наших русских мальчиков татары воспитывали как своих сыновей, обучая убивать настоящих отцов при нападении на русские села. Обучали их этим словам, чтобы дети оскорбляли самое дорогое – матерей и то, что связано с деторождением. Такие слова требуют своего объяснения, как и все другие, с которыми встречается растущий человек. В третьем классе я беседую с детьми (раздельно) об отличии мальчиков и девочек. Мы откровенно говорим о любви (не о сексе), о зарождении и появлении детей. Говорим на языке, понятном данному возрасту.

Итак, принимать любого – грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И – дер­жаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.

Свойство и приобретение

Авторитарность – это свой­ство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно.

Авторитет легко потерять и трудно восстановить. Авторитарность удерживать тоже трудно. Она всегда оборачивается войной. Стоишь перед классом, а на душе вечная тревога: вот отвернусь – а они не строят ли мне рожи? Я дала задание – не списывают ли они? Я повернулась в другую сторону – не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.

Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет – у учеников, у родителей, у коллег.

TopList