Разное
Невыдуманные рассказы учителей
Записала на диктофон Мария Ганькина
Угощение на засыпку
Рассказала Мария Владимировна
Есть такой знаменитый диктант, кочующий из поколения в поколение учителей, учеников и их родителей:
На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввишна исподтишка потчевала под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами.
Так вот, этот текст когда-то давно я писала дома на кухне. И диктовала мне его мама. Мама была учительница русского языка. А я была самонадеянная девятиклассница.
Я сделала тогда две ошибки: Ипполитовича с двумя «л» написала и конопляник – с двумя «н». Перестраховалась, отличница.
Я помню эти ошибки всю жизнь. Развеялся миф о моей «абсолютной» грамотности. Так и живу теперь – грамотная, но не абсолютно.
Совсем недавно, разбирая семейный архив, я наткнулась на этот мой диктантик. Усадила на кухне мужа и младшего сына и продиктовала им это мудреное предложение. То-то был удивлен мой не менее, чем я когда-то, самоуверенный сын, когда наш папа перещеголял его – на одну ошибку меньше сделал. Теперь Никита даже иногда спрашивает у отца, как что пишется.
Кстати, недавно я занималась с ученицей, и меня взяло сомнение насчет слова «веснушчатая». Я полезла в словарь, и выяснилось, что я пишу это слово неправильно – через «ща». Выходит, в том кухонном диктанте я сделала не две, а целых три ошибки. Да-а-а... Как же я тогда проверяла диктанты мужа и сына?.. Судью на мыло!
Хороший мальчик
Рассказал Алексей Владимирович
Вчера подходит Стасик и сует мне под нос учебник по литературе:
– Алексей Владимирович! Вот это неправда!.. вот тут написано, что нету, а на самом деле есть!!!..
– Стас, что? где? Говори толком!
– Да в предисловии к былинам! Прочитайте первое предложение!
Читаю: «...Не найдется человека, который бы не знал былинную троицу...»
– И что?
– А то, что я у мамы спросил – не знает, у папы спросил – не знает, а соседка тетя Галя только Илью Муромца назвала!
Да-а, думаю, внимательного читателя воспитываю... Я сочувственно киваю Стасу, а сам в уме перечисляю по имени-отчеству русских богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович, Никита Кожемяка... Уф-ф!
Литераторы! Авторы учебников! Авторы предисловий и послесловий! Избегайте гипербол: не могу не сказать (можете!); нет в мире человека (есть!); любой школьник знает (и вовсе не любой!) и так далее. Не то окончательно подорвете веру Стасика в науку.
Спорим на «мамбу»?
Рассказал Сергей Владимирович
Две недели назад я говорю Денису:
– Спорим, диктант на 10 не напишешь?
– Спорим, – говорит, – напишу.
– На что спорим?
– На «Дядю Степу» (это конфета).
А диктант на этот раз такой: я заранее говорю каждому его номер по сборнику, дома ребята готовят текст и потом в классе под диктовку пишут.
Денис целую неделю готовился (учил наизусть?). Написал на 9.
Наш с Денисом спор реализовывался при большом стечении народа. Все стояли вокруг моего учительского стола и проверяли работу параллельно со мной. Все вместе нашли две ошибки. Вернее, это были даже не ошибки, а описки (типа вместо «е» – «ё»).
Короче, пошел Денис за «Дядей Степой». Тут опять подходит он ко мне на днях: какой у нас диктант следующий? Поспорили на «мамбу»...
Мама Дениса на улице ко мне подходит:
– Написали диктант?
– Нет, у нас еще урока не было.
Дети в курсе, мама в курсе. Целая, в общем, эпопея...
После урока начали читать работу Дениса хором. Нашли ошибку – в словарном слове вместо «а» «о» написал. 9 баллов. У Дениса глаза на лоб: я не мог сделать эту ошибку!
Тут Никита подбегает: я тоже так хочу. Я ему говорю:
– Но диктант-то уже написан! Поздно спорить!
– Нет, спорим!!! Вы еще мою работу не проверяли!
Ну хорошо, поспорили. Кладет он свою тетрадь – исключительно грамотно написано. И вдруг вижу – перенос не по слогам. И еще – вместо запятой точка стоит. Понятно, что это на самом деле запятая, но графически вышла точка.
Так что в этот день я заработал аж две «мамбы».
Выпьем, добрая подружка
Рассказала Ирина Сергеевна
Меня мой третий класс разочаровал. И читаем мы с ними, и разговариваем. Но современные дети, видимо, не способны чувствовать поэзию...
Приступили мы к «Зимнему утру» Пушкина. Сначала я прочитала. Потом ребята по очереди выразительно. «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись...» Это ж такая прелесть! Я его наизусть помню: «...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась...»
И вот я задаю вопрос классу: «К кому обращается Александр Сергеевич в своем стихотворении?» Простой вопрос. И тут какие-то хихиканья по классу пошли. Я возмутилась, конечно, но пока молчу. Только смотрю на них.
Тут Иванов руку поднимает... И представляете, что говорит?
– К кошке!
Пришлось выгнать его из класса. Вот так работаешь, работаешь...
(Эпилог. Коллега спрашивает у учительницы:
– Ирина Сергеевна, а вы случайно не знаете, к кому конкретно обращается Пушкин в этом стихотворении?
– Как к кому? К Арине Родионовне, конечно!)