Разное
Разные слова или разные формы?
О том, как важно отличать одно от другого
Заперся и запирался, запирался и запиралась, запиралась и запирается, запирается и препирается, заперся и запрись, запрись и запритесь... Простой вопрос про каждую из этих пар — это одно и то же слово или два разных? – поначалу всегда вызывает у детей какое-то замешательство. Это в лучшем случае, в худшем – они начинают лепить первое, что пришло в голову, и неизбежно запутываются.
А ведь в вопросе никакого подвоха нет. Почему же он оказался таким трудным? А вот почему. Школьники в большинстве своем не различают, где разные слова, а где разные формы одного и того же слова. Их не учат различать. Между тем различение (и не только это, как вы уже убедились) – из серии фундаментальных вещей. Оно лежит в основе понимания.
Тест попроще. Пишу два столбика слов. Например,
рыбонька рыбой
рыбешка рыбак
рыбу рыбка
рыбачить порыбачит
порыбачили рыбешки
рыбке рыбоньке
рыбака рыбачил
Прошу провести стрелки между столбиками – соединить одни и те же слова. Тут большинство все делает правильно. Ну во-первых, потому что приходится действовать, а не только отвечать на вопрос. Во-вторых, бдительность включается: слова уж больно простые – значит, тут какой-то подвох.
Считается, что на выходе из начальной школы маленький человек обязан уметь разбирать слова по составу. Это значит – находить корень, приставку, суффикс и окончание в каких-то не очень сложных словах.
А за что отвечает каждая из этих морфологических частей слова (кстати, в науке они называются морфемами)? Что произойдет со словом, если одну морфему заменить на другую? Вот этого чаще всего школьники не знают. Вернее, считается, что знают. Ведь определения-то наизусть выучили! А в определениях, казалось бы, ясно сказано: «...изменяемая часть слова...» или «...служит для образования новых слов...». Но думаю, что учителя – и те до конца не осознают, о чем здесь, собственно, идет речь. И что такое форма слова. И как непросто ее подчас отличить от того, что уже стало другим (новым) словом.