Орфографические паруса | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2007

Разное

Орфографические паруса

Эту работу давным-давно я подсмотрела на уроке Елены Павловны Ельсуковой, которая в те далекие времена, так же как и я, бегала к замечательной московской учительнице Лидии Филякиной за «филькиной грамотой» чуть не каждый вечер…

Определимся с бортами

Итак, положим, что после очередной проверки тетрадей вы наскребли штук двадцать слов с дет­скими ошибками и они у вас выписаны на листочке. Попросите посыльных (дежурных, помощников) раздать по штуке на каждого предварительно нарезанные полоски бумаги – «паруса».

Теперь надо определиться с бортами. «Левый борт» – это те, что сидят по левую сторону от мысленно проведенной посередине парты черты, «правый» – те, что сидят справа от нее.

Читатель своим учительским носом уже чует небось, что «борта» – это традиционные первый и второй варианты, а «одиночное плавание» окажется самым обыкновенным словарным диктантом. Только вот что сказал мне сын, будучи уже семиклассником, на мой вопрос, не чуял ли он тогда подмены, не считал ли «одиночное плавание» хитрой уловкой учителя, подсовывающего ученикам горькое лекар­ство: «Нет, конечно! И в голову не приходило. Зачем ты сказала? Было так интересно!» Сравнение показалось ему чуть ли не циничным. Для Никиты это была другая работа.

Одиночное плавание

«Левый борт, подмигните мне левым глазом. Правый, помашите мне правой рукой... Поплыли!» И я диктую по одному слову левому и правому борту по очереди – всего по десять слов каждому.

Диктую очень быстро, переспрашивать и переговариваться нельзя: плавание-то одиночное. Один на плоту. С кем говорить, с чайкой, что ли? Опять же к соседу сзади обернешься – плот перевернешь, а море и без того штормит. Не так уж часто маленькие обитатели нашей школы сидят «трамвайчиком» – в затылок друг дружке, но публичное одиночество здесь деловое. Оно замотивировано правилами игры и бешеным темпом, а вовсе не тем, что так удобно учителю.

Слова пишутся в столбик, и парус каждый раз надо сворачивать (загибать бумажку) ровно на одно словечко. Шестиклассники моего коллеги Сергея Плахотникова на уроке литературы были ошарашены своим открытием: «Как это белеет парус одинокий? Явная же буря: мачта гнется и скрипит, ветер свищет. Но ведь в бурю паруса сворачивают!» Вот и мы свои свернули наконец.

Волны становятся меньше. Море стихает. Поднять паруса! Разворачиваем бумажки, открывая по слову. Начинаем с последнего. Левый борт, найдите в своем слове двойную «эс» (или непроизносимую «тэ», или твердый знак и т.д.). Правый борт, найдите в своем слове черточку (или корень «плав», или две буквы «е» и т.п.) Сами слова и что в них искать – это зависит от того, во втором или в пятом классе происходят события.

Нашли – обвели в кружок. Не нашли – придется проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома надо будет парус заштопать (сделать работу над ошибками).

Вот и десятое (пятнадцатое, двадцатое – это смотря какие у вас аппетиты) последнее слово. Парус развернут. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни рады, что ни одной, другие – что их вон сколько!

По морю-окияну

Эта работа со временем претерпела ряд модификаций. Появились определенные маршруты. К примеру, по океану Безударная гласная в корне (вот уж дей­ствительно безбрежный океан!), по морю Слабое глагольное окончание или Чередование гласной в корне.

Я крепко стою на том, что плавание на тему «Безударная гласная в корне» необходимо в начальной школе чуть не на каждом уроке. Пять минут тренировки. По одному человеку от каждого борта – проводники (они хорошо знают эти места). Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок теперь уже очевидную гласную. Или не обводят. Тогда что? Правильно, проделывают дырку!

Дырка – это ж не просто дырка. Не в любом месте слово может порваться. А в каком? Эта работа стала преддверием следующей – самому создавать «дырявые» тексты.

Впрочем, плавания не тематические (по морю-окияну), а по окрошке, приготовленной из различных орфограмм, у нас по-прежнему в чести. Знатоки берутся раскрыть карты – подсказать, по какому поводу возможна дырка. Еще мне нравится, когда ребята узнают слова из своих родных сочинений. Тут им трудно не нарушить закон молчания во время «одиночного» плавания. Волей-неволей закричишь: «А это мое слово!»

TopList