Архив
Уроки самоопределения: профориентация или профанация?
Автор — психолог Галина Резапкина
Пояснительная записка к систематическому курсу «Уроки выбора профессии: 5–9 классы»
В ближайшие 10–15 лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения. Есть прогнозы, что число абитуриентов может превысить число выпускников школ. Между тем большинство молодых специалистов не работают по специальности – одни не могут найти работу, другие просто не хотят работать.
Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.
Боюсь, что слова ученых о деградации человеческих ресурсов в нашей стране уже не предостережение, а констатация факта. После вступления России в ВТО ситуация только осложнится: на рынок рабочей силы хлынут мигранты, которые не боятся любого труда, не пьют и охотно размножаются.
Второй путь
Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от нас, взрослых. Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Но это в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой.
Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. В противном случае мы получаем идеальный объект для манипулирования сознанием. Из такого подростка можно вылепить послушного потребителя, который автоматически покупает все, что рекламируется, послушного избирателя, который правильно голосует, послушного и свободного от сомнений исполнителя чужой воли.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Школа может направить свои усилия либо на отбор и селекцию «перспективных» детей, зарабатывая очки на медалистах и стремясь к стопроцентному поступлению выпускников в вузы, либо – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.
Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса.
Три года назад учителя и школьные психологи интересовались: «Профильное обучение – это надолго? Может, это очередная кампания? Может, само рассосется?»
Не рассосется. Пришло время других вопросов.
Вопросы, вопросы…
Какими профессионально важными качествами, знаниями и навыками должен обладать тот или иной специалист? Где их можно получить?
По каким программам и методикам работать? По ДДО, ОПГ и Карте интересов, над которыми потешались еще родители сегодняшних школьников?
Где взять профессиографические материалы, без которых немыслима профильная ориентация? Из журналов, информация в которых проплачена коммерческими вузами?
Как соотносится количество и структура профилей с требованиями рынка труда?
Обычно профиль обучения определяется возможностями школы (сильные физики, партнерские связи с техническими вузами – давайте сделаем физико-математический класс) и запросами учеников, а точнее, их родителей, которые нередко руководствуются либо своими нереализованными амбициями, либо собственными представлениями о счастливом будущем своих детей. В перспективе – еще одно поколение молодых людей, ищущее свое место в жизни методом проб и ошибок.
Как и раньше, в треугольнике «рынок – профессиональные намерения молодежи – профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить бессмысленное количество вузов.
Но та или иная концепция здесь ни при чем. Она ни к чему не обязывает. Она предлагает.
Что предлагаем мы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.
Пропедевтическим этапом профориентации считается конец 8-го–начало 9 класса (выявление образовательного запроса учащихся). Основным – период обучения в 9 классе (моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях). И завершающим – окончание 9 класса (оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе).
Мы же считаем, что профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер.
1–4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.
5–7 классы – ориентировочный этап: формирование добросовестного отношения к труду, интереса, основанного на практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности.
8–9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, мотивов выбора профессии.
10–11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.
Если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решались жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план.
Система занятий
Курс создан на основе многолетней психолого-профориентационной работы. В него вошли фрагменты моих новых книг «Психология и выбор профессии», «Путеводитель выпускника, или Секреты выбора профессии» (М., «Генезис», 2006). Курс представляет собой систему занятий, важной частью которых является самодиагностика учеников с использованием простых и надежных методик: деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, творческих проектов.
В каждом классе целесообразно в течение года провести шестнадцать занятий – ориентировочно одно занятие в две недели (на стр. 22–23 см. таблицу Тематика профориентационных занятий). Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое будет зависеть от личности учителя, его педагогического стиля, атмосферы в школе.
Любые занятия эффективны лишь в том случае, если педагоги в своей работе опираются на интересы, знания и жизненный опыт учеников. А ведь никто так хорошо не знает своих ребят, никто так не заинтересован в решении их проблем, как классный руководитель.
От редакции
Начиная со второго сентябрьского номера, мы будем ежемесячно печатать подробные конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов с кратким психологическим обоснованием. Классные руководители и учителя-предметники могут проводить их в форме факультативных занятий или классных часов, а также использовать приглянувшиеся упражнения, приемы и методики на своих уроках и во внеклассной работе.
Так или иначе – но обратите внимание, что грифа «Немедленно принять к исполнению!» здесь нет и быть не может. Заниматься надо делом, к которому лежит душа, иначе оно превратится и для вас, и для ваших учеников в очередную обязаловку.
Просьба. Если вы провели то или иное занятие по предложенному курсу – поделитесь с коллегами, читателями нашей газеты и автором своими впечатлениями, сомнениями и находками.
Тематика профориентационных занятий
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
I четверть |
||||
1. Кто я? Какой Я? Образ «Я» и самооценка |
1. Самооценка и уровень притязаний | 1. Успех и уровень притязаний | 1. Темперамент и профессия | 1. Способности и профессиональная пригодность |
2. Что такое хорошо и что такое плохо. Азбука характера | 2. Я мыслю, значит, существую. Мыслитель или художник. Определение типа мышления | 2. Я чувствую, значит, существую. Тест эмоций | 2. Поведение в конфликте. Социальный интеллект |
2. Профессия и здоровье. Анкета «Мое здоровье». Медицинские противопоказания |
3. Мои недостатки и достоинства | 3. Тест интеллектуального потенциала. Как развивать мышление |
3. Здоровье как фактор успешной профессиональной карьеры |
3. Правила конструктивного общения. Ролевая игра «Контакты и конфликты» |
3. Профессиональный тип личности (Опросник Холланда) |
4. Творческая работа «Мой идеал» | 4. Творческий Интеллектуальный марафон | 4. Творческая работа «Успех – разный у всех» | 4. Игра «Рождение команды» | 4. Методика «Матрица профессионального выбора» |
II четверть |
||||
5. Мои интересы (диагностика профессиональных интересов по опроснику «Или-или») | 5. Интересы и склонности в выборе профессии. Опросник профессиональных склонностей
|
5. Определение типа будущей профессии | 5.Методика «Карта интересов» | 5. Методика «Перекресток» |
6. Что я знаю о профессиях. Игра «Аукцион» |
6. Классификация профессий. Формула профессии |
6. Признаки профессии. Профессия, специальность, должность | 6. В мире профессий. Ролевая игра «Оптимисты и скептики»
|
6. Мотивы выбора профессии. Направленность личности |
7. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
7. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
7. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
7. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
7. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
8. Творческая работа «Профессии моих родителей» | 8. Творческая работа «Сверхъестественные способности» |
8. Творческая работа «Идеальная профессия». | 8. Творческая работа «Мечтать не вредно» |
8. Творческая работа «Моя будущая профессия» |
III четверть |
||||
9. Задатки и склонности. Как развивать способности |
9. Гимнастика для ума. Конструкторские способности. Тест механической понятливости |
9. Творческие способности. Мыслитель или художник |
9. Коммуникативные способности. Профессии социальной сферы. |
9. Человеческий фактор |
10. Круг чтения. Н. Лесков, «Левша» | 10. Круг чтения. И. Шмелев, «Рваный барин» | 10. Круг чтения. В. Лялин, «Изограф» |
10. Круг чтения. И. Шмелев, «Пряник», «Письмо без марки и штемпеля» |
10. Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция» |
11. Творческая работа «Кем быть? Каким быть?» | 11. Творческая работа «Машина времени» |
11. Творческая работа «Профконсультация» |
11. Профессия – предприниматель. Ролевая игра «Акулы и дельфины» |
11. Свобода и ответственность |
12. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
12. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
12. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
12. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
12. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
IV четверть |
||||
13. Для чего люди работают? Работа, труд, игра |
13. Правильный выбор профессии. Хочу, могу, надо, есть |
13. Требования профессии к человеку. Универсальные качества |
13. Профессионально важные качества. | 13. Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда: мифы и реальность |
14. Профориентационная игра «Или-или» | 14. Профпасьянс «Формула профессии» | 14. Ошибки в выборе профессии | 14. Организаторские способности. Профессия – руководитель. |
14. Пути получения профессии. Рынок образовательных услуг |
15. Творческая работа «Профессии моих родителей» | 15. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
15. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
15. «Из первых рук» Экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами |
15. Приемы саморегуляции. Ролевая игра «Экзамен» |
16. Игра «Необитаемый остров» | 16. Ролевая игра «Город мастеров» | 16. Проект «Слагаемые профессионального успеха» |
16. Проект «Ступени» | 16. Творческий проект «Мои профессиональные планы» |