Архив
Как, зачем и почему
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
Объяснялки для учителей и родителей
Когда-то подобные «объяснялки» мы сочиняли еще и для администрации школ, которые требовали представить нашу «педагогическую концепцию». Тогда же выяснилось, что официальные бумаги, где цели и задачи обучения сформулированы не казенным птичьим языком (пункт 1, пункт 2, чирик-чирик), а нормальным человеческим, не всякая администрация отвергает. Умная так даже приветствует.
Стилистика наших заданий побуждает взрослых, проводящих занятия с детьми, осознать и переосмыслить те исходные установки, которые были сформированы их собственным опытом обучения в школе.
В наших заданиях учитываются и используются наиболее существенные, определяющие особенности детского восприятия:
– целостность ребенка, вовлечение в процесс познания и обучения его тела, а не только сознания;
– то обстоятельство, что ребенок живет в общении, чем, видимо, и объясняется его стремление и склонность обязательно учиться вместе – с одноклассниками, друзьями, родителями, бабушками и дедушками;
– обучение в игре позволяет задействовать одновременно все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, тактильную, эмоциональную и пр.;
– интересные, неожиданные задания, в которые вовлекается жизнь за пределами занятия, создают возможность для творчества, инициативы, позволяют ребенку действовать на равных со взрослыми.
О посильности
Понятно, что у каждого ученика – индивидуальные особенности. И надо быть готовыми к тому, что некоторые задания могут оказаться для того или иного ребенка трудными. В этом случае не стоит делать поспешных выводов.
Наша задача – не добиваться правильного ответа, а обеспечить ребенку возможность пробовать, искать, ошибаться.
А сегодня нам лучше обратить внимание на то, что у ребенка уже получается. Ведь задания подобраны так, что среди них непременно найдутся посильные для каждого ребенка.
О переключении внимания
Психика маленького ребенка неустойчива, а окружающий мир велик, нов, малопонятен и непредсказуем. Но, к счастью, срабатывает природный механизм защиты – переключение внимания. Так называемые непоседливость, несобранность и невнимательность, по сути дела, результат этого переключения.
Наилучший способ тренировки внимательности ребенка – тот, что опирается на этот защитный механизм природы. Не случайно наши задания связаны с периодическими отвлечениями от монотонного или прямолинейного внимания к учебной странице. Поэтому с особой серьезностью надо отнестись к выполнению заданий типа обсудить, перелистать, спросить у соседа и т.д.
Большую роль здесь также играют возвраты к знакомому в самых неожиданных ситуациях.
О разговорах «по поводу»
Связь успешности обучения с двигательной активностью и творчеством очевидна. Наши задания будут озадачивать ребенка неожиданными вопросами, словесной эквилибристикой, побуждать на разговоры с теми, кто рядом. Чем больше таких «обживающих», проблемных разговоров случится, тем более родными будут становиться для ребенка буквы, слова, цифры и т.д.
Дошкольникам и младшим школьникам еще не надоела школа. Они еще любопытны. Им еще интересен механизм всматривания в слово, при посредстве которого накапливаются наблюдения над языком и который потом, в свою очередь, включает интуицию.
О непонимании
Непонимание – процесс двусторонний. Когда ребенок что-либо не понимает, то мы, взрослые, в свою очередь, недоумеваем: а что, собственно, тут может быть непонятного? Заколдованный круг. Выбраться из него можно, лишь отдавая себе отчет в том, что непонимание – первая, часто необходимая, ступенька к пониманию.
Подлинное непонимание кроется в равнодушии – и это самое страшное. Детское равнодушие губительно для самых благих педагогических устремлений – так же, как взрослое равнодушие (или формальный интерес) к детскому непониманию губительно для развития ребенка, вообще для ребенка.
Если непонимание – первая ступенька, то неправильный ответ или неверное решение – вторая ступенька на пути к пониманию. Она столь же необходима, как и первая. Поэтому не следует форсировать события. Не станем отнимать у ребенка возможность самому разобраться. Пройдет неделя, и он на новом материале или на новом витке возвращений к пройденному сам обнаружит ошибку и даже найдет верное решение. И тогда вкусит настоящую радость от учения.
Не указывайте на ошибку впрямую. Используйте косвенные ходы: намек, ассоциации. Стоит даже прерваться в этом месте, отложив задание на потом.
О доверии руке
Почаще предлагайте детям ту или иную разновидность пальчиковой гимнастики: то что-то найти и показать пальцем, то сыграть в ладушки, то изобразить на пальцах какие-то фигуры, персонажи и даже сценки. Любая тренировка мелких движений (моторики) пальцев и рук активизирует работу коры головного мозга.
Если вам кажется, что ребенок несколько отстает в развитии, не огорчайтесь сами и не мучьте ребенка. Займитесь лучше пальчиковой гимнастикой и связанными с ней детскими играми-потешками. А лучше всего устройте пальчиковый театр и разыгрывайте сценки.
Чаще занимайтесь совместным рукоделием – нанизывайте, вяжите, вышивайте, перебирайте, упаковывайте, шнуруйте и т.д. Это непременно скажется, и в первую очередь на развитии речи ребенка. Простые движения пальцев снимают напряжение не только с рук, но и с губ ребенка, поэтому у него улучшается произнесение многих трудных звуков и артикуляция слогов.
Мало того, регулярные пальчиковые игры-тренировки уменьшают умственную усталость, способствуют развитию внимания, мышления и памяти.
Об обживании материала
Обучение ребенка заключается не столько в том, чтобы пройти материал, сколько в том, чтобы обжить его. А обживание – процесс длительный, не терпящий суеты. Поэтому не надо ставить перед ребенком цель – например, запомнить стишок. Лучше заняться делами, которые ему посильны: поискать какие-то слова (самое короткое или самое длинное, с двумя буквами «о» и пр.), поскандировать отдельные строчки на разные голоса и т.д. Тогда и стишок между делом запомнится.
Развитие памяти напрямую связано с эмоциональным состоянием. Если ребенок не может что-либо вспомнить, то скорее всего в момент запоминания он не испытывал положительных эмоций. Может быть, на том занятии мы перегнули палку в своей настойчивости? Или поспешили желаемое принять за действительное? Либо были чересчур строги? Или равнодушны?
О языковой интуиции
Задания построены так, чтобы состоялось как можно больше разговоров. Ведь именно в диалоге маленький ребенок интуитивно осваивает нормы языка.
Дошколятам свойственно бурное словотворчество. Изобретая новые слова, словоформы и синтаксические конструкции, ребенок будет не всегда понят нами. Не будем его одергивать. Лучше переспросим, как будто не расслышали.
В каких же случаях исправлять речевые ошибки ребенка полезно? Мы считаем, в том случае, когда ребенок ошибается в произношении и в окончаниях слов, входящих в контекст фразы. Но не спешите исправлять детские неологизмы!
Не ограничивайте ребенка своими познаниями. Вы можете подавить тем самым развитие его языковой интуиции, поселяя в ребенке страх неправильного говорения, что непременно скажется при обучении в школе. (Но и умиляться милым нелепостям, а тем более смаковать их тоже не стоит.)
О страхе ошибки
Не смог сосчитать! Прочитал неправильно! А ведь так хочется угодить маме… И в глазах ребенка слезы, оттого что он не оправдал ожиданий взрослых.
Один раз неуспех, второй – и в ребенке угнездился страх. А страх – плохой помощник в учении. Боязнь рождает напряженность или, наоборот, излишнюю суетливость. В результате к чтению (счету) вырабатывается устойчивое неприятие.
Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребенка ни в обучении чтению, ни в обучении устному счету. Каждый цыпленок вылупляется в свой срок – и это всякий раз чудо.
/По кн.: В. Букатов, М. Ганькина, Т. Ярыгина. Домашняя азбука.— М.: Аванта+, 2000/