Первое сентября: день знакомств | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2007

Архив

Первое сентября: день знакомств

* из первых рук

Лидия ФИЛЯКИНА

Советы «старого странного учителя» (так называет себя сама Лидия Константиновна) тем, кто набирает свой первый в жизни класс


На торжественной линейке дети вглядываются в лица друг друга и в лица учителей. Они верят в то, что все – друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день.

У меня перед глазами страшная, жалкая и одновременно комичная картинка – я насмотрелась таких за свою жизнь.

Первое сентября. Вот в классе сидят живые дети. А вот учительница, которая с первых же минут только и думает о том, как бы навести дисциплину, чтобы дети ее забоялись и слушались. И она, как заядлая дрессировщица, уже успела несколько раз поднять детей и усадить, чтобы показать им, как это надо делать тихо.

Голос у учительницы строгий, самый громкий в классе. И уже многие дети замерли, как мышки. А она хищной кошкой ходит по рядам, внушая, как надо себя вести в школе! Обязательно скажет, что, разговаривая с учителем, то есть с ней, надо встать. А если хочешь спросить (опять же ее, потому что никого, кроме нее, она спрашивать не разрешает), то надо поднять руку…

Чур меня, чур…

Хорошие люди

А ведь 1 сентября – это день встречи, праздник знаний! Для кого он счастливый? Пока для всех.

Уже стоя у школы, мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день.

Одни дети серьезны, другие задумчивы, третьи радостны, а иные только что не плачут. Но сейчас все сдерживаются. Каждый из детей в душе так хочет понравиться своей учительнице. И каждый думает о себе, что он хороший. Да и мы, учителя, в душе думаем о себе то же самое: «Я хороший учитель».

А хорошие люди, встречаясь, ждут приятных разговоров о себе, друзьях и делах, которые были и которые будут.

Всем всех видно

Отзвучали речи. Звенит звонок. И вот вы ведете своих учеников в класс. Интересно, что же вы там для них приготовили? Ведь фантазия каждого из вас оригинальна и неповторима независимо от возраста и стажа.

Но вот вы открываете дверь класса… Любопытно, как у вас стоят парты? Неужели, как всегда и у всех, в три ряда? Жаль. Выходит, ваши дети будут видеть только вас и спины других детей.

А зачем вас приучили к такому строю, знаете? «Чтобы дети не отвлекались», – уверенно отвечаете вы. Но давайте вспомним, что мы хотим познакомиться!

В моем классе для первого дня парты стоят полукругом по контуру комнаты вдоль стен так, чтобы было видно всех и всем.

И конечно же я не буду рассаживать детей самолично. Войдя в класс, они, по моему предложению, сами сядут там, где им захочется, и с тем, с кем хотят. Ведь не только они узнают меня, но и я узнаю их содружественные компании. Тех, кто не выбрал места, посадите сами.

И прошу вас, не складывайте руки детей на парте, а ноги – вместе и ровно под партой. Пусть пока сядут, кто как сядет. Право же, нам еще понадобится живой ребенок, а не «сидячий мальчик».

Да, и хорошо бы узнать, кто из них какой! Мы знакомимся. Все упорядочить еще успеем. Будем заботиться о том, как бы нам не
угробить что-нибудь невзначай.

Имена и вещи

Вы уже представились детям, а теперь пусть они представят себя и своих друзей. Право же, при этом совсем не обязательно вставать. Когда же полукруг имен пройден, можно узнать, кто кого запомнил.

Только теперь, когда люди узнали имена друг друга, займемся вещами. Страшно интересно, что же там у кого в портфеле-ранце? Ну вот, дошло время и до порядка: где место ручке, где – книге, где – тетради, как открывается парта, как – портфель.

Пусть друг другу помогают, если у кого что-то не открывается. Даже в этот момент вряд ли будет шумно, еще не пришло время поссориться. Но если все-таки кто-то недоволен своим местом, тихо переведите его за руку в другое, новое, ему удобное.

Но вот дошло дело и до остальных вещей, которые таятся в дет­ских портфелях. Дети показывают друг другу, что у них есть интересного. Нет сил сдержаться! (Это я не о нас, не об учителях.) Давайте дадим детям время наговориться, предупредив, что осталось, например, три минуты.

Три минуты прошло, пора детям уйти со своих мест в середину класса.

Самое время проводить физкультминутку. Ведь дети устали, сами об этом не подозревая.

Живые перемены

Многие учителя почему-то считают физкультминутку бесполезным времяпрепровождением.

Мои уроки вначале больше похожи на гулянья и на живые перемены. В чем дело? А в том, что детям пяти-шести лет статичные позы вредны. Они могут что-то узнавать, меняя одно занятие на другое. Это и есть перемены.

В первые дни важно сохранить манеру общения садовскую и домашнюю, чтобы люди могли обращаться друг к другу по поводу своих занятий. Не менее важно смотреть на работы другого человека, учиться друг у друга.

Разумеется, я тоже дам детям время на исследование парты. Даже на похвальбу своими вещами. Все равно они это сделают и узнают, какая ручка, линейка или пенал у соседа. Ну и зачем с этим тянуть? Пусть потрогают! Но зато не будут весь урок только этого ждать. В этом тоже урок.

Кто что знает

Прежде чем учить, неплохо бы понять, что знает каждый из детей к этому времени.

Я резко отрицательно отношусь к тестовым опросам при приеме в школу. Все знают, что многие школы отбирают детей в лицейские и гимназические классы, проводя экзамены. Как правило, эти опросы ничего не выясняют. Застенчивые ребята замыкаются. Некоторые домашние хитренькие дети, зная правильный ответ (то есть тот, который взрослый готов признать за правильный), специально отвечают по-своему. Ответ не засчитывается. А жаль! В любой науке необычность ответа ведет к открытию. Неплохо бы и нам, учителям, ценить неожиданности для себя.

Снежная королева

Вас, дорогие учителя, больше всего волнует дисциплина в классе. Давайте попробуем найти возможность установления в любой момент мгновенной, но ненасильственной тишины.

Соберем ребят в центре класса. Вообразим зимние игры: кто – на санках, кто – на лыжах, кто – в снежки. Дети включаются в игру. Тут появляется снежная королева. Она всех замораживает («Замри!») в той позе, в которой застанет. Того, кто пошевелится, она уводит в свое царство. Возвращаясь, она приводит с собой снежинки (тех, кого увела). Они вместе с королевой наблюдают за замерзшими. Игра идет до тех пор, пока не останутся три человека. Это победители игры.

Вход королевы сопровождается возгласом, который потом может использоваться в любой момент занятий: «Замри!», «Стоп!».

Подводный мир

А теперь можно усадить ребят по двое за одну парту, раздать им листочки (один на двоих) и предложить изобразить подводный мир. Но предварительно пусть по очереди расскажут о нем те, кто был этим летом на море. А те, кто знает море только по телевизору, будут дополнять.

Почему я посоветовала дать листик не каждому? А чтобы определить возможности детей к умению договариваться друг с другом. Это очень важный момент жизни в классе. В любой работе необходимо согласие.

Листочки подписывают оба рисующих – так, как они умеют: именами, или только начальными буквами имени, или просто крестиком, звездочкой или ромашкой, если буквы кто-то не знает. Ведь к пяти годам это не редкость – не знать буквы.

«Морская фигура, замри!»

Разбирая рисунки, выясняем, какие жители моря изображены. Обсуждаем, как они двигаются, шевелятся. Сейчас, в игре, они оживут. «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три», – говорит ведущий. Играющие изображают подводный мир. Ведущий стоит в центре круга, а остальные – по кругу.

«Морская фигура, замри!» Все замирают. Ведущий прикосновением руки оживляет фигуру и пытается угадать, что это такое. Ожившие присоединяются к ведущему и дальше угадывают вместе.

Занятия как бы перетекают одно в другое. Теперь неплохо бы и к книжке обратиться. Проглядывая листочки, учитель может увидеть тех, кто смог написать не только имя, но и фамилию.

Общая книжка

Следующий вопрос: «Кто какие книги любит?» Это не только любопытство, но и продолжение знакомства: кто сам читает, кому-то читают (интересно, кто?), кто умеет по картинкам рассказать прочитанное ему. Все это учитель фиксирует у себя на листочке каким-либо значком.

Мы не будем читать буквари. Читать будем сразу книги. В ходе беседы выясняется одна книга для общего чтения. Сегодня, например, выбираем сказку Пушкина о золотой рыбке. Кто-то из ребят может прочитать, кто-то – рассказать, а некоторые даже наизусть знают какие-то кусочки…

И снова необходима разминка-переменка. «Давайте послушаем шумы за окном. Кто что слышит?» И вновь в классе тишина, но не мертвая, а нацеленная на вслушивание. Листья, чьи-то шаги, ветер, трамвай, детские голоса – да мало ли!

Знатоки букв и цифр

Пора проявить себя ярче и знатокам букв. За шторкой открывается нарисованный аквариум, где среди подводного мира «плавают» и буквы. Их не сразу разглядишь. Они притаились, спрятались.

Буквы можно загадывать. «Я знаю букву справа от розовой рыбки». «А буква, с которой начинается мое имя, – в самом верху слева от водорослей над цифрами». Здесь можно с другом пообщаться, помочь ему в поиске, ориентируя его в пространстве аквариума.

Снова садимся в полукруг за парты, достаем математический материал. Играем в парах по очереди: один показывает выбранную цифру, другой выкладывает сколько-то треугольничков, квадратиков или кружков.

Ходим в гости

И снова нужен перерыв в сидении. Выходим в серединку и разучиваем считалки, которые начинаются с «раз, два, три, четыре, пять…».

По считалкам объединяемся в группы по пять человек. Каждая группа строит себе стол из парт. Чашки, блюдца и ложечки расставлены, столы накрыты, одна группа приглашает другую на чаепитие. Так мы ходим друг к другу в гости.День очень насыщенный, но неутомительный. Собираемся домой и идем к своим родным довольные и счастливые…

По горячим следам

А учитель делает свои уроки. Сразу по горячим следам записывает свои воспоминания за целый день, отмечая, кто что умеет и кто в чем себя проявил. Кто с кем работал дружно, а кто подружился именно сегодня.

Мы ищем помощников среди детей. Сегодня – одни, завтра – другие. Но самое главное – умелые наравне с учителями будут учить своих одноклассников.

TopList