Классный час «под девизом» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2007

Архив

Классный час «под девизом»

* попробовать, что ли?

Записала Мария ГАНЬКИНА

Рассказы учителей про первый урок в новом учебном году


25 историй на ушко соседу

Рассказала Анна Пахомова, учитель английского языка

В конце августовского педсовета нам сказали, что на первых двух уроках в каждом классе должен быть проведен классный час под девизом «Друзья! Прекрасен наш союз!». Вы понимаете, мол, к чему это вас обязывает и так далее. Если кого-то интересуют методические разработки, которые прислал город, возьмите у завуча.

Я про себя хихикнула, думаю: ну да, сейчас все бросаю и бегу, просто лечу за этими разработками.

За спиной слышу, как одна учительница другой говорит: «Слушай, давай-ка быстренько подойдем, посмотрим разработки, а то ведь не достанется, разберут все» (а если не достанется, это что же значит – думать придется?). На полном серьезе они встали и пошли к завучу. Я обомлела.

Мне трудно представить, что я беру какие-то разработки и начинаю по ним что-то такое с детьми делать.

Не знаю, как вы, а я не могу позволить себе такую роскошь – первого сентября читать детям стишки о родном городе. Дел полно! Первое сентября – особенный день. Когда надо детей друг с другом познакомить (у меня в классе семь новеньких), да и самой в ситуацию войти.

Вначале я их поздравила с переходом в среднюю школу: пятый класс, мол, это вам не хухры-мухры! Разгуляться на эту тему мне не дали, пошли вопросы про сменную обувь, перемены, туалеты и так далее. Выдала всю обойму.

Про цветы поговорили: какие, как их надо поливать. У нас есть цветок, который надо поливать не сверху, а снизу. А как не забыть про это? Давайте напишем табличку. Надя, будь добра, напиши.

Потом сразу определились с дежурством, даже составили списки и повесили их на стенку.

Что ж, теперь пора за работу!

Ребята объединились в группы. Удачно получилось, что в каждую группу попались и новенькие, и старенькие.

Работа такая: ты выбираешь себе из группы товарища, и он тебе на ушко шепчет, как он провел лето. Потом группа выходит, и каждый по очереди рассказывает – но не про себя, а про своего товарища. Я предупредила, что вариант ты рассказываешь про меня, а я про тебя не подходит (это чтобы они по парочкам не разбились). Если ты рассказываешь про Вову, то Вова про тебя не может. Вова должен уже про кого-то другого.

Итак, все готовятся к выступлению, шепчутся по углам. При этом нельзя сказать, что в классе тихо.

Выходит к доске первая группа. И начинается: Максим летом ходил на речку. (Все слушают.) И он чуть не упал в воду. (Все смеются.) А еще он рвал на огороде сорняки. (Смешки умолкают – и опять тишина.) И так далее. Как они слушали! 25 историй за урок прозвучало, и они каждую слушали! Вот что поразительно.

Истории были разные.

Правда, кое-что в рассказах повторялось: была на даче, каталась на велосипеде, делал уроки по английскому, встречался с друзьями, помогала маме готовить... Но чаще всего встречалось: упал(а) и чуть не утонул(а). Человек шесть было таких. «Маша каталась на велосипеде и все время падала с него» – буря восторгов. Интересно, до какого класса нужно детям дожить, чтобы перестать смеяться, если кто-то упал?

...По дороге домой мне пришло в голову: а ведь разнарядку начальства («Друзья! Прекрасен наш союз!») я выполнила на все 120 процентов!

И еще я подумала, что от каждой группы можно было выслушать всего только один рассказ, но сборный. Дать такое задание: в сборном рассказе должно быть по одному-два предложения от каждого из пяти-шести отдельных рассказов, а герой один. И чтобы из этого получилась смешная история. Допустим, один собирал грибы, а другой был на Кипре. Может герой сборного рассказа в таком случае встретиться с акулой – любительницей грибов?..

Я обязательно сделаю подобную работу. Попозже. Боюсь, что первого сентября ребята бы с ней не справились. Уж очень они после каникул приходят расслабленные, нерабочие. А наша работа была простая, и они легко в нее въехали.

И чтоб не меньше двух церквей!

Рассказала Алла Гисич, учительница математики

Первого сентября я захожу в свой шестой класс и говорю:
  – Ребята, не знаю, как вы, а я обожаю путешествовать.
  – Да, Алла Игоревна, это мы знаем, вы нас вечно куда-то таскаете. Что, опять на ипподром бомжат­скими тропами?
  – Нет, не на ипподром... Я недавно купила замечательную книжку. «Памятники архитектуры Московской области». Здесь куча всего интересного. Вот, к примеру, есть какая-то маленькая-маленькая церквушка в какой-нибудь деревне Тютькино – так вы ее в этой книжке обязательно отыщете, если постараетесь. Что я предлагаю. Давайте куда-нибудь поедем, а начнем путешествие прямо здесь и сейчас.

Дети объединяются по группам. На каждую группу выдаю «Памятники архитектуры».
  – Вот, – говорю, – выбирайте место, в которое мы поедем. Как будем выбирать?
Кто-то говорит:
  – Ну, наверное, чтобы ехать недолго.
– А что значит недолго?
– Ну день.
– Если мы день будем ехать туда, то день и обратно. Во сколько же мы вернемся? Меня муж домой не пустит...

Потом мы все же совместно выработали критерии, по которым будем выбирать место нашего путешествия. Как рождались критерии? Не без моих намеков, конечно. К примеру, я им говорила: «Ребята, есть ли смысл тащиться так далеко из-за какой-то там одной развалины?» Кто-то кричал, что есть. Ему в ответ: ты что?.. После бурного обсуждения рождалась очередная формулировка: в пункте нашего назначения должно быть не менее двух церквей или трех домов (памятников архитектуры, разумеется).

Суть записали на доске:
1) на поезде не более 100 километров;
2) далее автобусом не более 20 километров;
3) далее пешком не более пяти километров;
4) на месте – не менее двух церквей или трех домов.

...Через 15 минут, отведенных на задание, ребята «бросили пальцы», какая группа будет рассказывать первой...

Что ж, места были, конечно, самые разнообразные (даже город Дмитров!), но, к сожалению, рассказывая о них, многие ребята страшно путались: дорогу не там посмотрят, не с того вокзала предложат ехать и так далее...

И вот выходит группа Полины. Встали, построились.
– Мы предлагаем поехать в усадьбу Абрамцево, – говорит один человек.
  – Она находится по Ярославской дороге, в 57 километрах от Москвы. И в двух километрах пешком от станции, – четко говорит второй.
  – Там можно посмотреть усадебный дом с хозяйственными постройками, – третий.
  – А также летний особняк... А еще избушку на курьих ножках. И живописный парк...

Потом рассказывали еще две группы. Но когда я спросила: ну что, ребята, куда едем? – все закричали: в Абрамцево!!!

А Никита очень расстроился. Он сказал, что если мы в следующий раз не поедем в город Дмитров, то он больше никуда с нами не поедет. Я ему говорю:
  – Никита, ты сначала подготовься. Потом расскажи про город Дмитров так, чтобы мы захотели поехать. И мы поедем.
  – А вы мне книжку домой дадите?
  – Дам.

  Так что теперь деваться некуда. В четверг едем.
  – Ребята, кто готов узнать расписание электричек?..

TopList