Наркомания: кто виноват и что делать? | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2007

Архив

Наркомания: кто виноват и что делать?

* руководство к действию

Подготовила Татьяна КОНОВАЛОВА

Материалы для педсоветов и родительских собраний


Информации о наркотиках стало так много, что выбрать главное становится все сложнее. И все же учителю необходимы какие-то ориентиры. Чем лучше он понимает, что происходит, тем вероятнее, что сможет вовремя заметить беду. А значит, есть шанс не потерять ребенка, достучаться до его родителей, привлечь внимание школьной администрации. В такой ситуации особенно ценен трезвый и спокойный взгляд. Опорой для него могут стать только точные и конкретные знания.

Обычно люди ради своей же безопасности стараются соответствовать правилам, принятым в обществе, в котором они живут. А это не всегда просто и приятно. И первое, что теряется с началом употребления наркотика, – чувство самоконтроля. Потенциальный наркоман откровенно не желает соотносить свое поведение с общепринятыми нормами. Под действием наркотика человек испытывает ощущение освобождения от оков, на чем, собственно, и основан эффект кайфа.

Как становятся наркоманами?

Тяга к бегству от напряжения и ответственности и, как следствие, к наркотикам проявляется у человека в двух случаях: если он активно стремится к вседозволенности и если рамки, в которых его пытаются удержать, в принципе слишком тесные.

Тогда понятно, почему наркоманами чаще становятся подростки (или инфантильные взрослые). Здесь проявляются и максимализм, и протестное поведение подростка.

Вследствие первой причины (стремление к вседозволенности) наркоманами становятся подростки из совершенно полярных семей: либо с детства предоставленные сами себе, либо избалованные – когда родители позволяют все, что дитяти в голову взбредет.

Таким образом, и те и другие дети просто не знают слова «нельзя». И когда они вырастают и выходят из рамок своей семьи в общество, там они впервые слышат, что им что-то не позволено. Если же они себе начинают позволять слишком многое, получают наказание. «Ах так?! – возмущаются эти дети. – Ну так я не буду жить в вашем гнусном обществе!» – и уходят в мир наркотических иллюзий.

А вот по второй причине наркоманами становятся дети, которых, наоборот, воспитывали в строгости: туда не ходи, этого не делай, руки на столе держи строго параллельно. И за любое нарушение следуют санкции. Тогда бегство от действительности будет прежде всего бегством из собственной семьи.

Бывает и так, что к наркотикам обращается ребенок вроде бы неизбалованный и незамуштрованный. Но только папа и мама у него вот уже лет десять друг друга тихо ненавидят, но не разводятся потому, что «надо жить вместе ради детей». А ребенку от напряженной атмосферы в доме хочется убежать куда глаза глядят – пусть даже и в мир наркотиков.

Иные подростки экстремальным поведением просто пытаются привлечь к себе внимание родителей. Начинают они с обычного хулиганства. Но если родители и тогда остаются погруженными в состояние «холодной войны» и отрешенности от ребенка, тот кидается в наркотики.

Еще в наркотики уходят подростки, с которыми родители с детства не находят общего языка. Такой ребенок, не прошедший первую школу общения в семье, не сможет построить отношения и в коллективе сверстников. Он будет вечно одиноким и наверняка вскоре станет жертвой наркодилеров, у которых на таких одиноких детишек глаз наметан. Они его пожалеют, предложат дружбу, а потом бесплатно угостят первой дозой. И он не сможет отказать «друзьям», которых так боится потерять.

Иными словами, наркоман – это далеко не всегда выходец из полукриминальной семьи, в которой пьют, бьют и насилуют (таких как раз меньшинство). Семья юного наркомана вполне может быть внешне благополучной и даже респектабельной.

Реакция взрослых

Сейчас во многих средствах массовой информации перечисляют «признаки наркотической зависимости»: мол, как заметить, что ваш ребенок наркоман! Но большинство этих методов не выдерживают никакой критики только потому, что относятся к поздней фазе зависимости. Если ребенок ходит с расширенными зрачками, напропалую врет или родители нашли в его вещах закопченную ложку, то здесь применять какие-либо меры уже поздно.

Более надежный ранний признак возможной наркомании – любое кардинальное изменение модуса жизни ребенка. Скажем, он ел много – стал есть мало или наоборот; был общительным – стал замкнутым; ложился спать поздно – теперь ложится рано и т.п. Если у него изменились интересы, пристрастия, характер. Конечно, для этого родители и школьные учителя должны хорошо знать, как и чем живет конкретный ребенок.

Наркоманию легче предупредить, чем излечить. Но тотальный запрет – далеко не лучшее средство профилактики. Каждому ребенку свойственно любопытство. Без него невозможно развитие. Ребенка важно научить удовлетворять свое любопытство безопасными методами. А запретный плод на фоне подросткового протеста только подогреет его тягу к наркотикам.

Если уж обсуждать опасность наркотиков, то следует сказать не только о вреде, но и о привлекательности. Потому что аргументы многих наркодилеров таковы: «Все говорят, что это плохо, потому что никогда сами не пробовали. А вот ты попробуй и поймешь, что это кайф!» Важно объяснить ребенку (причем именно объяснить, а не вдолбить), что наркотики привлекательны лишь тем, что вызывают временное отупение (при долгом употреблении переходящее в постоянное).

Следует разобраться – от чего или от кого ребенок убегает в наркотики? Потенциальному наркоману свойственна нетерпимость к критике – так сказать, независимость в худшем ее проявлении. Свою роль играют подростковый максимализм, эгоцентризм, склонность к демонстративности. Внутреннее требование такого человека: «Я хочу быть сильнее и умнее всех, но ничего для этого делать не хочу». И в мире наркотиков он действительно видит себя самым лучшим, не прилагая к этому усилий.

Профилактика

Несколько «вредных советов» родителям и учителям. Если вы хотите вырастить или воспитать наркомана, то

– запрещайте ему все подряд либо разрешайте все, что только можно;

– существенно наказывайте его за незначительную провинность (особенно если у вас плохое настроение) и слегка журите за серьезный поступок (если сами настроены благодушно);

– если ведете с ним воспитательные беседы, делайте это как можно более нудно, скучно и тошно;

– постоянно демонстрируйте ребенку расхождение между вашими принципами воспитания и вашим собственным поведением (хорошо, скажем, проводить беседу о вреде курения с сигаретой в зубах);

– обыскивайте вещи ребенка, а все найденное выставляйте напоказ и подвергайте публичному осуждению и осмеянию;

– и самое главное – когда ребенок обращается к вам с какой-то своей проблемой, считайте ее несущественной и постарайтесь отмахнуться от нее.

После всего этого можете заранее приобретать телефоны наркологических клиник.

Наркомана нелегко вылечить только потому, что его пытаются избавить от химической зависимости, но не от социальной декомпенсации. Иными словами, нет психологической мотивации возвращаться из «прекрасного» мира наркотиков – нет и устойчивого результата. Человека нельзя вылечить от ожогов, не вытащив сначала из горящего здания. Так и с наркоманией: от нее нельзя избавить, пока не устранена ее истинная причина. А она коренится в психологии и в отношениях между людьми.

И все же...

И все же основные принципы избавления от наркозависимости сформулировать можно.

– Прежде всего нужно по-настоящему этого захотеть самому. Если лечение происходит по заказу кого-то другого – результат будет лишь временным.

– Если ребенок стал наркоманом, начните анализ ситуации со своих взаимоотношений с ним. Как были созданы условия для того, чтобы ребенок захотел сбежать в мир наркотиков? И прежде чем лечить ребенка, следует избавиться от этих условий.

– Помните, что ребенок – самостоятельная личность. Нельзя его насильно вести к наркологу. А чтобы ребенок захотел вылечиться, он должен видеть перед собой пример полнокровной жизни без наркотиков (прежде всего в семье и в школе). А если окружающие его взрослые издерганы сами, то как они смогут доказать, что жизнь в реальном мире лучше, чем в наркотическом?

Процесс избавления от наркозависимости – длительный, и нельзя проводить его так: поместили дитя в какую-нибудь клинику – и с глаз долой. На протяжении всего лечения ребенку требуется психологическая поддержка. Ведь если с помощью взрослых ребенок найдет свое место в реальной жизни, он сам будет шарахаться от наркотиков, потому что тогда они ему будут мешать, а не помогать.

/По материалам сайта московского психотерапевта Николая Нарицына
<www.naritsyn.ru>/

TopList