Оказывается... | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2007

Разное

Оказывается...

Умным волнение обходится дороже

Американский психолог Ш. Бейлок обнаружила, что люди с хорошими интеллектуальными показателями на экзаменах раскисают и решают задачи хуже, чем в свободной обстановке. Когда обстановка усложняется, их краткосрочную память начинают забивать мысли типа «А справлюсь ли я?» Тогда как те, у кого объем краткосрочной памяти невелик, ничего подобного не испытывают.

Бейлок проводила тесты со студентами. Им раздали математические задачи. Как и следовало ожидать, студенты с большим размером оперативной памяти справились с задачей быстрее и лучше.

Однако после ужесточения внешних условий (студентам сказали, что их работа – часть важной командной миссии и что их работу будут оценивать профессора) показатели группы с большой краткосрочной памятью сразу упали до уровня их соперников, которых стресс, как оказалось, не затронул.

Сергей Степанов

Экзамен можно сдать независимой конфликтной комиссии

Допустим, выпускника не устраивает оценка за письменный экзамен. Он имеет право подать в трехдневный срок апелляцию в конфликтную комиссию при районном отделе управления образованием.

Кроме того, при каждом областном центре образования есть независимая комиссия по приему экзаменов по всем предметам. Допустим, не заладились у выпускника отношения с учителем. Чтобы избежать возможной предвзятости, выпускник может сдать экзамен этой комиссии. В документ об образовании пойдет та оценка, которую он здесь получит.

Наталья Иванова

В Хорватии выпускной длится не меньше недели

В Хорватии очень правильные представления о том, как прощаться со школой. Там не тратят выпускной на то, чтобы поплясать в школьной столовой, поцеловаться в кабинете физики, испачкать тортом костюм и сделать подножку директору, а действительно отрываются по полной.

После получения аттестатов хорватские выпускники всем классом едут на море или за границу вместе с учителями, которые честно закрывают глаза на все, что творят их бывшие ученики.

Вырвавшись на волю, прежние школьники ведут себя, как и все дети в летнем лагере. Днем валяются на пляже, а ночью мажут всех зубной пастой, устраивают баталии на подушках и мегабитвы, обливая друг друга пеной из огнетушителей.

Длится такой удивительный выпускной не меньше недели.

/По материалам http://school185.narod.ru/

Помочь сдать экзамен может... смех

Как помочь студентам и школьникам, которые волнуются, теряют на экзамене дар речи? По мнению психологов из университета штата Нью-Йорк, помочь им может юмор.

Для проверки этой гипотезы был поставлен опыт. Перед экзаменом по химии 215 студентов разбили на три группы. В первую вошли сильно волнующиеся студенты, во вторую – с меньшими признаками волнения и, наконец, в последнюю группу – не боящиеся экзаменов.

Студенты первой группы получили экзаменационные билеты, в которых все вопросы были составлены в юмористической форме. Второй группе предложили билеты, где с юмором была составлена лишь половина вопросов, а третья группа получила вопросы, сформулированные обычным сухим научным языком. В результате почти все студенты первой и второй групп успешно справились с экзаменом, в то время как многие студенты третьей группы провалились.

Психологи предполагают, что юмор помогает студентам собраться, подготовиться к ответу. Правда, не каждый во­прос в билете можно окрасить юмором. Как, например, придать шутливую форму такому вопросу: «Влияние молекулярной теории на прогнозирование результатов химических реакций»?

Юмор оказывает заметное влияние и на восприятие слушателями всевозмож­ных докладов и лекций. Правда, если это касается преподавания учебного материала, использовать шутку следует осторож­но. Эксперименты показали, что остроумный лектор, преподносящий материал в забавной форме, вызывает у студентов больше симпатии, чем преподаватель-педант. Однако запоминаются главным образом его шутки, а суть лекции усваивается лучше, если преподносится в традиционной академической форме.

Сергей Степанов

Сидеть в кресле надо развалясь

Британские медики утверждают, что для уменьшения нагрузки на позвоночник полезнее сидеть, развалившись в рабочем кресле, чем держать спину прямо. Прямая осанка может вызвать защемление нерва при смещении позвоночных дисков.

Врачи рекомендуют всем, кто помногу часов проводит за компьютером, привести спинку кресла в такое положение, чтобы угол наклона составлял 135 градусов.

Марина Матвеева

Умный ребенок растет в тишине

В исследовании, проведенном учеными из Мюнхена, приняли участие несколько десятков детей, проживающих либо рядом со старым городским аэропортом (закрытым два года назад), либо рядом с новым (ставшим одним из важнейших международных аэропортов Европы). Они выявили четкую связь между динамикой их интеллектуальных способностей и динамикой уровня шума.

Так, закрытие старого аэропорта, то есть снижение шумового фона, привело к выраженному улучшению способностей проживающих рядом с ним детей к чтению, письму и обучению. Рядом с новым аэропортом наблюдалась противоположная ситуация – после его открытия у учителей окрестных школ прибавилось проблем.

Кстати, авторы этой работы, Арлин Бронзафт и ее коллеги, занимаются проблемой воздействия шума на детей уже более 30 лет. Еще в начале 1970-х годов они показали, что постоянный шум от железнодорожных составов замедляет психологическое развитие детей, а в 1998 году они опубликовали статью, в которой доказывали, что постоянные шумовые воздействия вызывают не только психологические, но и физические изменения, в частности, повышение артериального давления и увеличение активности вегетативной нервной системы.

Сергей Степанов

Для хорошо успевающих учеников характерны тревожность и пессимизм

По мнению Патриции Ди Бартоло, профессора психологии в Колледже Смита (США), многие хорошо успевающие ученики страдают перфекционизмом, то есть обостренным стремлением к совершенству. Страх перед ошибкой порождает в них высокую тревожность. Стремясь к безупречному результату, перфекционист не довольствуется результатом просто хорошим, и это негативно сказывается на его самооценке.

В психологии разработаны специальные методы выявления склонности к перфекционизму. С их помощью профессор Ди Бартоло отобрала 36 учеников 3–5 классов, половина из которых имели высокий балл по этому показателю, другая половина – низкий. Всем детям было предложено решить несколько головоломок с помощью компьютера, причем задачи это были хоть и не очень легкие, но для детей вполне посильные. После ознакомления с задачами, но еще до начала их решения детей просили высказать свои предположения, насколько успешно они с этими задачами справятся. Дети-перфекционисты оказались гораздо более пессимистичны в своих ожиданиях, чем их сверстники с более низким баллом. К тому же они по ходу решения задач демонстрировали более высокую тревожность, а результатами оказались удовлетворены в меньшей степени. И это при том, что реально результаты обеих групп оказались примерно одинаковыми!

Ди Бартоло полагает, что это является следствием навязанной детям установки на высокий результат, когда любая возможная ошибка расценивается как поражение. Психолог считает, что формирование стремления к успеху – лишь один аспект воспитания, не менее важный – формирование спокойного и трезвого отношения к ошибкам.

Сергей Степанов

TopList