Архив
Проблемные ученики: три основных типа
* психологический ликбез
Елена МОРОЗОВА, детский психолог, кандидат психологических наук
Александр ВЕНГЕР, доктор психологических наук
Подспорье для классных руководителей в их разговорах с коллегами и родителями особых детей
НЕУДАЧНИКИ
Характерные черты
Основной психологической особенностью многих учеников, ярко выраженных неудачников, является повышение уровня тревоги, выражающееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении.
Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные страхи и опасения. Затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой тот или иной выбор.
Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.
В школе резко меняется отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка. Хорошим оказывается прежде всего тот, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи.
Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов.
Естественные следствия тревоги и неуверенности — непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными. Понятно, что этот путь ведет ко все большей неуспеваемости.
Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий, он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, а это приводит к дополнительной, неоправданной трате времени и сил. При этом проверка часто оказывается бессмысленной, так как ребенок-неудачник не умеет находить свои ошибки.
Механизмы возникновения
Волнение, опасения, беспокойство, нарушая деятельность ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех, в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее разорвать этот круг. И неуспешность становится хронической. Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем сильнее он волнуется. Волнение еще больше снижает результат работы. Из-за этого контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.
О том, что у ребенка формируется синдром неудачника, который его тяготит, можно говорить только в том случае, когда он исполнителен, послушен, беспрекословно выполняет требования взрослых. Когда таких сопутствующих факторов нет, тогда ребенку в большей или меньшей степени безразлично несоответствие его школьных достижений ожиданиям окружающих.
Аня, 9 лет
Она учится в третьем классе и уже второй год слывет двоечницей, но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в коррекционную школу.
Психологическое обследование показало, что у Ани не очень высокий, но вполне нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе.
А повышенная утомляемость, низкая работоспособность, вероятно, следствие перегрузки: у девочки очень много дополнительных занятий, что, по мнению ее отца, единственный способ научить ее тому, что требует школьная программа.
Главная особенность Ани – очень высокий уровень тревоги, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. А взявшись его выполнять, она столько времени уделяет мелочам, что на главное у нее не остается ни времени, ни сил.
Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Но, к сожалению, каждая новая проведенная ею линия обычно ничуть не лучше стертой, а времени на рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к так называемой хронической неуспешности у детей данного типа, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к трудностям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке: ребенок не запоминает, пропускает мимо ушей задания и указания учителя.
В семье. Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются родителями, а значит, и им самим как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка» означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную.
В результате начинает работать механизм, приводящий к росту беспокойства и вследствие этого к реальной неуспеваемости, к двойкам. При завышенных ожиданиях родителей, с раннего детства озабоченных достижениями ребенка, неуспешность может складываться уже в начале дошкольного возраста.
Основания для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника:
→ Низкие достижения ребенка. Родители и учителя оценивают его деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающими. Бывает, что в какой-то отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но взрослые не считают саму эту область достаточно важной.
→ Высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно-учебная.
→ Установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, которые дают ему взрослые.
Перспективы
Развитие по типу «неудачник» независимо от исходной причины имеет определенные проявления. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревоги, неуверенности в себе и низкой оценки работы окружающими.
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, результаты в учебе, разумеется, продолжают снижаться.
Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии нередко становятся доминирующими уже к концу начальной школы.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте у детей-неудачников нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Среди психологических особенностей центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение отворачивается от подростка, что углубляет его депрессию и усиливает представление о своей никчемности.
Советы
Главное, что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника, – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при общении с ребенком надо руководствоваться несколькими несложными правилами.
Главное – ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую оценку в его глазах. В чем бы он ни был успешен – в спорте, в хозяйственно-бытовых делах, в компьютерных играх или в рисовании, – это должно стать предметом живого и пристального интереса учителей и родителей.
Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что если он научился делать хорошо какое-то одно дело, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности так не бывает. Может быть, он хорошо бегает. Или умеет аккуратно работать с мелкими деталями. Ребенка, страдающего синдромом неудачника, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать, но хвалить именно тогда, когда он что-то делает, а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим.
Родителям и учителям необходимо отбросить нетерпение: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может пройти за неделю. Да и тогда еще хвост накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать.
Родителям следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей. Например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания. Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные со школой, и начинают накапливаться некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, следует при этом смещать акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства, экскурсии и походы. Не стоит фиксироваться на области неуспеха – школьных отметках. Напротив, в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей сферы деятельности должна подчеркнуто выделяться та, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обретая утраченную веру в себя.
Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат синдрома неудачника – резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. Таким образом, чем меньше родители фиксируют ребенка на школе, тем лучше для его школьных успехов.
Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:
→ обеспечить ему ощущение успеха;
→ снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
→ хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
→ обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.
УМНИКИ
Характерные черты
Умники отличаются хорошим логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Как правило, отстает и двигательная сфера.
Обычно интеллектуализм умников складывается в дошкольном возрасте. Его главная причина – это недооценка взрослыми той роли, которую играют в развитии ребенка детские занятия: рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушечным молоточком). В воспитании ребенка делается акцент на развитие логического мышления. Такому ребенку с раннего детства предлагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа.
Соответственно в деятельности ребенка преобладают учебно-познавательные занятия, а общение сужено. Взрослые, поощряя ребенка как хорошего ученика, фиксируют интеллектуализм.
Дети-умники редко испытывают трудности в школе, потому что она предъявляет основные требования именно к логическому мышлению, которое является их сильной стороной. Отставание в таких предметах, как рисование и физкультура, редко воспринимается взрослыми всерьез. Иногда из-за недоразвития мелкой моторики возникают проблемы с обучением письму, которые более или менее успешно преодолеваются благодаря усиленным занятиям. Однако отсутствие учебных проблем – еще далеко не гарантия эмоционального благополучия ребенка.
Лариса, 10 лет
Ее привели к психологу с жалобой на то, что она «слишком замкнута, не общается с другими детьми, но со взрослыми контактирует охотно».
Лариса сильно сутулится, координация движений у нее хуже, чем у большинства ее ровесниц.
Психологическое обследование свидетельствует о том, что у нее высокий уровень развития мышления (заметно выше средневозрастного). При этом сравнительно слабо развито воображение.
Лариса чрезмерно педантична, аккуратна, типичная отличница. Рисует плохо: уровень графических умений значительно ниже, чем обычный для этого возраста. Занятия рисованием ей явно не нравятся, но недовольства она не высказывает.
Настроение у Ларисы снижено, понижен и уровень активности. Проявляется тревожность, неуверенность в себе. Когда в беседе затрагивается проблема общения со сверстниками, она напрягается, старается сменить тему. Очевидно, эта сфера для нее болезненна. Однако грубых нарушений в развитии личности у Ларисы нет.
Рассказ родителей о том, как воспитывали девочку в дошкольном возрасте, сводится в основном к перечислению различных интеллектуальных занятий. С ней много занимались арифметикой, учили ее разбираться в схеме линий метро, заботились о расширении запаса знаний.
Интересы ребенка-умника сильно отличаются от интересов его сверстников. Его рассуждения им неинтересны. А проявить себя в совместной игре – соорудить снежную бабу, попрыгать через веревочку – он не может: все это – его слабые места. Поэтому и общается он преимущественно со взрослыми, а не со сверстниками. В итоге такой ребенок еще дальше отходит от интересов других детей. Контакты с ними все более нарушаются.
Степень самостоятельности остается низкой, и возникает парадокс: по уровню интеллектуального развития ребенок опережает своих сверстников, а по уровню эмоциональной, личностной зрелости отстает. Другие дети уже самостоятельно ходят в магазин, а ребенка-умника на детскую площадку выводит за руку бабушка. Недостаточный опыт практического знакомства с миром приводит к пассивности, к повышенной тревожности.
Итак, сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма:
→ высокий уровень развития логического мышления;
→ недоразвитие образной и эмоциональной сферы;
→ низкий уровень самостоятельности;
→ трудности в общении со сверстниками.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте у ребенка-умника сохраняется фиксированность на учебе. Общение со сверстниками затруднено из-за несформированности у него способов организации контактов с другими детьми. Подросток осознает себя в первую очередь учеником. Остальные аспекты самосознания остаются недостаточно развитыми, что и составляет главную психологическую особенность ребенка-умника. Реакция окружающих противоречива: взрослые умника поощряют, а сверстники избегают.
Между тем в подростковом возрасте практически для всех детей – в том числе и для умников – главной ценностью становится общение со сверстниками. Если же ребенок почему-либо лишен такого общения, то это для него всегда является источником тяжелых переживаний, даже в том случае, когда кажется, что он избегает контактов по собственному желанию. Нередко общая неудовлетворенность ситуацией приводит к тому, что контакты со взрослыми у подростка тоже нарушаются.
Женя, 16 лет
Ее родители обратились за консультацией по просьбе самой девочки. Причина обращения – постоянно сниженное настроение, отсутствие друзей и подруг. Женя жалуется, что она «никому не интересна», что никто не обращает на нее внимания. Она учится в 10 классе. Ее учебные достижения очень высоки.
Женя утверждает, что ее не беспокоят отношения с родителями и со сверстниками. При этом она не осознает противоречия между этим утверждением и причиной обращения к психологу.
Психологическое обследование показало, что Женя глубоко переживает отсутствие теплых и близких человеческих отношений со взрослыми и сверстниками. Ее погруженность в учебу представляет собой форму психологической защиты, снижающей остроту переживания. Этот способ поведения поддерживается также ожиданиями родителей и учителей, чье мнение имеет для девочки очень большое значение.
Конфликт между подавленными, недостаточно осознаваемыми эмоциональными потребностями и сознательной направленностью на учебу приводит к высокой эмоциональной напряженности. Эта напряженность и стала причиной того, что Женя обратилась за психологической помощью. В то же время она не осознает этого конфликта и определяет свою проблему как отсутствие у себя как внешней, так и личностной привлекательности для кого-либо (в действительности это приятная, обаятельная девушка; по словам учителей, ее высоко ценят одноклассники, которые, однако, мало с ней общаются, так как считают ее «слишком умной»).
Неопределенное ощущение психологического дискомфорта типично для подростков с интеллектуализмом. Это ощущение по-разному интерпретируется самими подростками: от поиска у себя какого-либо дефекта до обобщенных концепций типа: «Весь мир очень скучен».
Перспективы
А вообще перспективы для умника очень благополучны: логическое мышление настолько высоко ценится в обществе, что окружающие готовы простить интеллектуалу недоразвитие остальных психических процессов.
Если интеллектуализму не сопутствует высокомерие, то со временем ребенок обычно находит себе равного партнера по общению. Возможно, жизнь его так и останется несколько скучноватой и односторонней, но вряд ли он окажется вовсе выброшен за борт нормальной социальной жизни.
Советы
В случае появления черт интеллектуализма следует немного разбавить умственные занятия чем-то более эмоционально насыщенным.
Родителям надо постараться домашними средствами облегчить ребенку поиски друга или подруги (среди детей своих друзей, попробовать определить его в секцию, кружок, где он сможет найти кого-нибудь со сходными интересами).
Учителям ни в коем случае не следует ни подчеркивать, ни тем более эксплуатировать интеллектуализм умников. Напротив, необходимо почаще устраивать на уроках групповые работы, где умники и неудачники, отличники и двоечники заняты множеством общих дел, в которых они могут проявить себя с неожиданной и для себя, и для одноклассников стороны.
МЕЧТАТЕЛИ
Характерные черты
Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться не только отсутствием неблагополучия в семье, но и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.
Уход от реальной деятельности – это уход в игровое фантазирование. Ребенок как бы отсутствует на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий.
В данном случае дело не в повышенной отвлекаемости. Ребенок не отвлекается на что-то постороннее, а погружен в себя: в свои фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания («Я – знаменитый охотник, путешественник, кинозвезда, герой»).
Игра в уме становится средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании окружающих. Попытки вернуть фантазера к скучной и неинтересной для него деятельности дополнительно стимулирует его бегство в мечты.
Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впечатлениями, она кажется скучной, монотонной. Фантазия предоставляет им выход из этой обыденности. В мечтах можно слетать в Африку, пережить необычное приключение, вызвать всеобщее восхищение.
Иной раз даже создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность. Он рассказывает о каких-то вымышленных событиях, не столь невероятных, как полет в Африку, и родители принимают его рассказы за чистую монету.
Люда, 9 лет
По словам учительницы, на уроке она рассеянна, не слушает объяснений, плохо запоминает учебный материал.
Мать девочки рассказала, что Люда постоянно обманывает: «Выдумывает какие-то невероятные истории и рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она сказала, что слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки, как они с ней два часа ходили по магазинам. А потом оказалось, что все это время она сидела у подружки».
Во время психологического обследования она старается произвести хорошее впечатление, чувствительна к одобрению, похвале. Живая, но несколько стеснительная девочка.
Высока потребность во внимании окружающих. Вместе с тем она не уверена в себе, у нее повышен уровень тревоги. Очень сильно развита тенденция к защитному фантазированию.
В школьном возрасте уход от реальности – это продолжение дошкольного, игрового способа жизни. Предлагаемые задания ребенок воспринимает как повод для развертывания собственной активности. Инструкция часто нарушается, причем ребенок не видит в этом ничего плохого.
Негативными последствиями ухода от реальности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности с реализацией своих возможностей. Учителей и родителей нередко сильно раздражает «лживость», в действительности всего лишь отражающая детские фантазии.
Для ребенка-мечтателя характерно повышение уровня тревоги. Оно и является тем барьером, который мешает ребенку разворачивать демонстративное поведение, так как он опасается негативной реакции окружающих.
Конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и отсутствием такого внимания вызывает у ребенка постоянное чувство неудовлетворенности, тревоги. Так порождается замкнутый круг причин и следствий; неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте нередко меняются акценты поведения: если раньше основной особенностью была пассивность в учебе, то потом все более явной становится пассивность в общении со сверстниками. Тенденция к уходу от реальной деятельности порождает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Сверстники, в свою очередь, воспринимают такого подростка как «странного», поддерживая тем самым его специфическое самосознание.
Уход от реальности характеризуется сочетанием следующих показателей:
→ пассивность, выражающаяся в разных формах, успеваемость при этом может быть как низкой, так и высокой;
→ проявление демонстративности принимает мягкие, социально приемлемые, негрубые формы;
→ склонность к фантазированию;
→ повышенный уровень тревожности.
Вика, 13 лет
Родители Вики разведены, девочка живет с мамой. По маминым словам, она часто плачет. Настроение неустойчивое, чаще – сниженное. У Вики нет подруг, и в свободное время она либо смотрит телевизор, либо слоняется без дела.
Психологическое обследование показало, что у Вики высока потребность в эмоциональном общении и во внимании окружающих. Эта потребность остается неудовлетворенной из-за того, что девочка не умеет знакомиться с новыми людьми, поддерживать разговор в манере, принятой среди ее сверстниц.
Вика даже не пытается общаться с кем-либо, так как заранее ждет неудачи. Мать также не уделяет девочке достаточно внимания, поскольку сосредоточена на своих переживаниях.
Уровень тревожности повышен. По-видимому, первичной причиной его повышения стал развод родителей, однако существенную роль играет также неудовлетворенность потребности в общении и во внимании.
Сильно развито защитное фантазирование, которое предоставляет Вике возможность иллюзорного разрешения любых ее проблем. Из-за этого она не предпринимает никаких попыток реального разрешения этих проблем и постоянно пассивна.
Перспективы
Прогноз развития ребенка-мечтателя в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.
Ребенок редко попадает в отстающие. Привычка к интенсивной умственной деятельности, какой является фантазирование, помогает не запускать окончательно учебные дела, несмотря на то, что знания бессистемны.
Советы
Активное воображение мечтателя надо вернуть из мира фантазий, направив его на решение реальных творческих задач. Можно посоветовать участие в театральной, литературной или художественной студии.
В реальной творческой деятельности ребенку необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внимание, ощущение успеха.