Архив
Дело доходило до открытого бунта
* из личного опыта
Гертруда ВАХРУШЕВА,
учитель словесности, ныне пенсионерка, г. Екатеринбург
Из опыта одной учительской борьбы за самостоятельные ученические сочинения
В тех классах, где привыкли считать литературу предметом второстепенным, не требующим особых усилий ума, приходилось воевать. Тяжело бывало бедным детям: привыкли к готовым клише в сочинениях и ответах, а тут на тебе – пиши сам, собственным языком, собственной кровью, соображай! Тяжело бывало и мне. Дело доходило до конфликтов, до родительских жалоб (в дрожи за хороший аттестат), до открытого бунта.
Мы не писатели!
В 1971 году мы снова переехали в другой город, и я приняла три десятых (тогда выпускных) класса. На первых же уроках объявила свои требования.
Некий юноша, возвышаясь над партой чуть не на два метра, бесстрашно, почти нагло заявил:
– Никогда сами не писали и не будем! Мы не писатели!
Юноша оказался Володей Шепелем, который некоторое время спустя, вручая традиционные цветочки к Дню учителя, сказал:
– И откуда вы, Гертруда Арсеньевна, свалились на нашу голову?
– Из Алма-Аты, – ответила я, и мы принялись за работу.
Пришлось дать обучающее сочинение. А точнее, все сочинения (большие, маленькие, фрагменты) стали обучающими. Директор меня поддержал: многие часы физкультуры, астрономии, биологии отданы были без возврата мне.
Сколько было потрачено сил на самостоятельное сочинительство! По восемь часов сидели мы в школе. На своих и «подаренных» уроках. В классе, потом в спортзале.
Сначала я носилась вихрем между партами, подсказывая факты, слова, связки. Пот ом правила тексты (ко мне стояла очередь с черновиками).
Одни со скрипом вытягивали из себя по словечку, другие работали сосредоточенно, ни на кого не обращая внимания.
В декабре мои писали контрольное сочинение. У некоторых – получилось!
Пришлось дать валерьянку
А учиться ведь не хотели: узнаем, мол, темы экзаменационных сочинений – и спишем. (Из-за этого я даже из школы уйти хотела.) Но в тот год – не узнали! Хотя на консультацию перед экзаменом принесли двадцать «точно тех самых» тем – и мы их, конечно, разобрали по косточкам.
И вот наступил день выпускного экзамена по литературе. Вскрыли пакет с экзаменационными темами – шок, отчаянье, слезы: тех самых – нет!
Нескольким девочкам пришлось дать валерьянку. А потом успокоились и принялись за дело. В результате – половина хороших сочинений, четыре из них – на медаль.
И те, кто получил «три», встречали потом с улыбкой: они тоже поступили в вузы, одолев обязательный барьер, – а я-то боялась упрека за «тройку», переходила на другую сторону улицы!