Метод Римской комнаты | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2007

Архив

Метод Римской комнаты

* попробовать, что ли?

Марина МАТВЕЕВА

Запомнить все поможет Цицерон


Когда школьники и студенты, готовясь к экзаменам, жалуются на свою несовершенную память, они не правы. Хорошая память – дело наживное! Сотрудники Университетского колледжа Лондона установили, что хорошая память – это не врожденный дар и не следствие прекрасного умственного развития. Большинство обладателей сверхпамяти из тех, что прошли через руки ученых Университетского колледжа, признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в древнем Риме. Обычно его называют методом Цицерона или методом Римской комнаты.

Марк Туллий Цицерон – государственный деятель Рим­ской республики и один из самых блестящих ораторов в мировой истории – прославился тем, что никогда не пользовался в своих выступлениях записями, а сотни фактов, цитат, исторических дат и имен воспроизводил по памяти. При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по дому и мысленно размещал в нем ключевые моменты своей речи.
Вы тоже можете воспользоваться этим методом. Разместите формулы, строчки стихов, планы сочинений, даты битв и имена правителей на мебели вашей комнаты. «Навесьте» то, что вам надо запомнить, на хорошо знакомые, всегда стоящие на своих местах предметы, свяжите с этими предметами логической цепочкой. Тогда достаточно будет вспомнить обстановку комнаты, как тут же возникнут ассоциации и из памяти всплывут необходимые сведения.

Например, я решила для запоминания использовать обстановку своей комнаты, двигаясь по часовой стрелке от двери. Мне надо запомнить фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Каждый – книжные полки, которые у меня висят слева от двери. Охотник – за полками окно. Желает – я так и не повесила на него жалюзи, хотя хотела. Знать – зато на окне висят занавески. Где – где теперь та тумбочка, которая раньше стояла в комнате сына? Вот она, у окна. Сидит – сидят обычно на диване, а он как раз стоит рядом с тумбочкой. Фазан – с другой стороны дивана еще одна тумба – с фарфором.

Получилось, что каждое слово, которое я хочу запомнить, логически связалось с обстановкой комнаты первой буквой. Впрочем, в другом случае связь может быть основана и на иной ассоциации. Я еще раз окидываю взглядом мебель: книжные полки, окно, занавески, тумба у окна, диван, еще одна тумба с фарфоровыми безделушками. Теперь, когда я буду вызывать из памяти обстановку своей комнаты, вместе с ней будет вспоминаться и нужная мне фраза.

Для запоминания можно использовать и обстановку всей квартиры, и школьного класса, и знакомую до каждого деревца, каждого камешка дорогу от дома до школы...

Психологи говорят, две-три тренировки – и все у нас получится. Попробуем?

TopList