Тактика победителя | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2007

Архив

Тактика победителя

* классный час

Ольга ЗАХАРОВА,
школьный психолог, г. Чебоксары

«Шпаргалка» для классных руководителей


Ближе к экзаменам выпускники начинают бросаться из крайности в крайность. Одни с утра до поздней ночи зубрят и пишут шпаргалки, заедая тоску «Марсом» с толстым слоем шоколада. Другие наслаждаются весной, изредка заглядывая в учебники, надеясь на счастливую звезду или не надеясь ни на что. К счастью, есть третий вариант подготовки, основанный на здравом смысле и рекомендуемый психологами.

Научная организация труда

Практика показывает, что следует просмотреть весь нужный материал и распределить его следующим образом.

Если требуется выучить 60 билетов за четыре дня, то в первые два дня выучивается 70% всего объема, на третий день – остальное, четвертый день – на повторение. При этом трудные темы нужно перемешивать с более легкими. Бывает, что трудными билетами оказываются ранее не усвоенные простые вопросы.

Существуют некоторые психологические закономерности, которые надо учитывать при подготовке.

→ Так называемый фактор края. Запоминается лучше всего то, что написано в начале и в конце текста. Середина обычно вылетает из головы, поэтому при запоминании и повторении уделите особое внимание именно ей.

→ Повторять надо не механически, а с умом, вдумываясь, вникая в содержание, сосредотачиваясь на смысле. После закачивания в мозг информация, если ее не повторить, теряется в первые 10 часов на 20–30%. Чтобы этого не случалось, нужно прочитать текст, потом повторить его два раза, через 20 минут – три раза, через 8–10 часов – один раз. Только после такого натиска можно быть уверенным, что информация прочно осела в голове.

→ Эффект узнавания. Порой, глядя в текст, чувствуешь, что где-то когда-то все это видел и, стало быть, терять время на этот вопрос незачем. На самом деле не стоит обманываться: именно в этом месте и может случиться прокол на экзамене.

→ Надо постараться найти что-нибудь интересненькое в самом скучном, сером материале. Интересное запоминается!

Репетиция дуэтом

Почему-то считается (родителями в большей степени), что ничего хорошего из совместной с другом подготовки к экзамену не получится. В действительности подготовка вдвоем имеет множество плюсов, если, конечно, отнестись к этому серьезно.

Учить вдвоем на самом деле нельзя. Вдвоем можно повторять, обрабатывать ответы и репетировать сдачу экзаменов. Можно готовиться так: 1-й день – заучивание по определенному плану (в одиночку), 2-й день – повторение и пересказ друг другу и т.д.

Можно распределить темы по усвояемости, по интересам, по степени трудности: один излагает то, что другой знает хуже. Излагать нужно с эмоциональным напором и верой в свои силы. Это хорошее средство раскрепощения, преодоления страха, постановки голоса, тренировки умения убеждать и т.д.

Если нет под рукой напарника, можно репетировать экзамен и в одиночестве: задавать себе вопросы, отвечать на них вслух, приучаться слышать свою собственную речь.

Способы преодолеть страх

Нервничают, сходят с ума от страха те, кто плохо знает материал. Те, кто совсем ничего не знает, обычно спокойны и посмеиваются над остальными. Те, кто знает отлично и средне (плоховато), ужасаются до последней минуты, пока не покинут экзамен с четверкой или пятеркой.

Почему? Казалось бы, учителей всех знают как облупленных, подготовились хорошо, однако – страшно. Боятся не учителя (хотя иногда его самого), не предмета, тем более не одноклассников, а самой ситуации экзамена. И этот страх нужно победить! Вот несколько способов.

→ Рассказывать темы, «стоя у доски» (например, посередине комнаты, встав за стул), – это приобщает к реальной обстановке.

→ Представить себе трудную ситуацию на экзамене и найти из нее выход. Задать себе самые коварные вопросы и ответить на них. Пережить страх провала и подумать: ну неужели совсем нет выхода? Поплакать, позлиться на себя. Пережить свой страх до экзамена.

→ Вспомнить случай явного успеха. Как вы себя вели тогда, что говорили, о чем думали, как двигались, как выглядели. Прожить эти ситуации.

→ Отрепетировав заранее выступления, говорить на экзамене негромко, но четко, ясно и уверенно. Улыбаться, как бы призывая учителя в помощники. Не мямлить – это раздражает экзаменатора.

→ Выглядеть уверенным в себе. Уверенный вид действует на экзаменатора гипнотически. Настроить себя на успех. Продумать свое поведение, внешний вид и стиль разговора с преподавателем. Быть спокойным и сосредоточенным не на собственной персоне, а на содержании ответа. Завтра уже будет другой день, без экзамена, а поэтому именно сегодня нужно показать себя во всеми блеске ума и хороших манер.

От редакции

Ситуации экзамена можно и нужно проиграть на классном часе. Пусть каждый ученик принесет по 2–3 детали костюма, в котором он предположительно явится на экзамен: галстук, жилетку, надраенные до блеска ботинки и т.д. Инсценируя экзамен на практическом занятии именно в таком «реквизите», ученики будут увереннее чувствовать себя не только в предлагаемых обстоятельствах на классном часе, но и на самом экзамене. Проиграть можно не только ситуации экзамена, но и подготовку к экзамену в парах.

Особенно важно прорепетировать экстренные меры против мандража (см. стр. 24). Тогда они точно не забудутся.

Уважаемые читатели, если вы решили воспользоваться нашими подсказками, то напишите, пожалуйста, что у вас из этого получилось. Ждем!

TopList