Путь к бальной культуре | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2007

Архив

Путь к бальной культуре

* рождение традиции

Записала Валентина ХОРОШ,
г. Петрозаводск

О том, как рождалась красивая традиция – бал в честь выпускников, – рассказал бывший директор петрозаводского лицея №1 Юрий Шабанов


Давным-давно, как только мы решили назвать наше образовательное учреждение лицеем, мы задали себе вопрос: «А что же это такое – лицей?» В книге И.И. Пущина «Записки о Пушкине» мы нашли определение лицея, которое выделяло в лицейском образовании три основных направления: философию, спорт и искусство. Организация выпускного вечера в форме бала – с музыкой, танцами, художественным творчеством – это осуществление третьей линии развития лицея, которую условно можно обозначить словом «искусство».

С чего все началось?

Путь к бальной культуре в нашей школе был долгим и непростым. Еще до того, как появилась идея бала, заместитель директора Юрий Васильевич Голованов разработал концепцию художественно-эстетического воспитания. Она несколько раз менялась: искали лучшие варианты. Была приглашена на работу хореограф Наталья Федоровна Александрова, и она стала учить танцевать мальчиков и девочек в начальной школе. Тогда на старшие классы мы ставку не делали. Считали, что надо сначала создать праздник в начальной школе.

Впервые информацию о выпускном бале я увидел в петрозаводской газете «Северный курьер». Помню на фотографии довольное лицо Сергея Сергеевича Белова, директора 9-й средней школы.

А на следующий год по карельскому телевидению показали, как провели выпускной бал в 17-й школе. И я пошел искать авторов. Поиски привели меня во Дворец творчества детей и юношества, где я узнал, что целая группа педагогов, художников, музыкантов помогала школам проводить выпускные балы. Так мы договорились о совместной работе.

Объединить усилия

Я был отнюдь не единственным человеком, обратившимся во Дворец творчества. Преподаватели приходили туда с общим для всех желанием: подарить любимым ученикам красивый и незабываемый праздник. Классные мамы каждый раз убеждали педагогов дворца, что готовы, не жалея сил и времени, включиться в самую сложную работу.

А для педагогов дворца важно было участие самих выпускников в подготовке праздника. Таким образом, девушки и юноши учились на практике создавать праздники, то есть получали дополнительное образование, не предусмотренное школьной программой. Но особенно ценно и дорого то, что импульсом для рождения красивого праздника в этих школах была любовь педагогов к своим ученикам.

Школа не та среда, в которой мог родиться такой бал. Важно, что дворец и школа объединили усилия, то есть вместе работали – основное образование и дополнительное. Система тащит ребенка вверх, а надо идти вместе с ребенком... Сама методика подготовки бала в школе предусматривала индивидуальные встречи с каждым участником – уж очень необычный был праздник.

Традиционно в школе задачу организации праздников решали на уровне классных руководителей. Мы же привлекли еще и хореографов. Первым учителем танцев для выпускников была Любовь Павловна Караваева. Мы правильно выбрали путь: не заставлять танцевать. Приглашали на танцевальные занятия только желающих. Ребята спрашивали: обязательно ли танцевать, пустят ли на выпускной? Потом эти вопросы отпали.

Однажды, года через два, когда мы уже почувствовали вкус этого праздника, я сказал ребятам, что бала не будет. И тогда ко мне пришла делегация от выпускников просить, чтобы бал был. Я понял, что верной дорогой идем. Это, конечно, была провокация с моей стороны, но я шел на нее осмысленно. Важно было понять, что бал действительно нужен ребятам.

Антураж праздника

Первый бал мы проводили во Дворце творчества. Я испытал шок, когда пришел во дворец и увидел нарядный зал с белой прозрачной занавесью. Я подумал: да, тут праздник состоится в любом случае. Антураж праздника уже был.

Объем работы не позволял к чему-либо отнестись равнодушно. Все решали организационные вопросы. Оформление зала продумывалось специально к выпускному балу. Перед балом возникла идея создать необычные фотопортреты и украсить ими праздничное пространство бала. Спасибо фотомастеру Евгению Александровичу Баженову, педагогу Дворца творчества, руководителю фотостудии «Взгляд», – художественные фотографии смотрелись необыкновенно. Наши девушки в шляпках такие загадочные!

Художники-дизайнеры Юрий Михайлович Атраментов и его супруга Галина Михайловна многие годы творили праздничность бального зала. Архитектор и строители создали прекрасный зал – он как будто специально предназначен для балов, хотя строился для пионеров. Если бы в Петрозаводске не было такого уникального зала, не появился бы, наверное, и такой праздник – бал, во всяком случае, в том варианте, в каком он проводится в паркетном фойе Дворца творчества детей и юношества.

Взамен пионерских галстуков

Родители были очень удивлены, когда пришли на бал. К такому не все из них были готовы. После пио­нерских галстуков их собственного детства это было настолько другое! Какое разнообразие нарядов! Мужской половине на красавиц таких спокойно смотреть было невозможно!

Я вспоминаю, как один из педагогов-мужчин, впервые попав на бал, подбежал ко мне: «У тебя валидол есть? Я же сердечник!» Я думал, что ему плохо. А ему хорошо!!! Он – гусар!

Помню, на одном из балов родительская пара экспромтом вышла танцевать танго. Какой красивый момент был! Стояла тишина сосредоточенного внимания – ребята следили за каждым движением танцоров. А потом – овация! С каким интересом ребята воспринимают танцы других, когда сами умеют танцевать! Атмосфера на балу была замечательная.

Праздничность рождают мелочи

Класс у меня был «биологический» – только девочки. На балу они оказались без кавалеров! Видно было по глазам, как они переживали: другие танцевали, а они – нет. Этот праздник состоится, если танцуешь.

Девчонки, как правило, танцевать хотят. А парни обычно стесняются. А когда они танцуют, естественно, наслаждаются не столько танцем, сколько чувством близости дамы.

Женская природа настолько чувствует мелочи. Эти мелочи рождают праздник. Бывает: дама пришла, и у нее платочек не того цвета – все, праздника нет! Сегодня его не будет уже точно! Мужчины на это смотрят иначе, они мелочам не придают такого значения. У них другая природа. Но приходится помнить, что бал может быть испорчен из-за мелочи.

Танец для женщины – демонстрация лучших черт характера, внешности, женственности. Для парня нормально подраться, сыграть в футбол. Так было, когда я учился. Для многих парней учиться танцевать было дурным тоном.

Торжество интеллекта

Мне повезло, я года полтора проучился в студии бального танца. Причина простая: мне нравилась девушка, которая тоже ходила в студию. Именно тогда я увидел некоторую красоту, почувствовал некое таинство, которое не познано, но худого оно не сделает – это хорошо, хотелось бы так. Ходить на бальные танцы в нашей среде было не принято, у нас была семья военнослужащих. Меня воспитывал спорт. В то время я уже ходил на бокс. Заканчивалась тренировка по боксу, и я бежал на бальные танцы в Дом офицеров.

Двухгодичное увлечение одноклассницей закончилось, когда ее отца, военнослужащего, перевели в другой город. Она уехала. Так закончилось мое увлечение бальными танцами. Трепета или огромного желания танцевать у меня нет и никогда не было. А бал меня волнует как праздник: ощущение торжества интеллекта. Я ведь размышляю как биолог. Чем выше, совершеннее выражение формы, которую создает человек, тем выше его интеллект. В данном случае это форма праздника.

Развитый человек каждый раз пытается придумать новое. Сколько у нас в лицее было праздников, ни один не похож на другой. Торжество интеллекта там, где все идет красиво, солидно. Те же танцы – это умение отдыхать. А умение отдыхать как раз определяет интеллектуальное развитие человека. Можно просто сидеть на диване и смотреть телевизор, а можно самим интересно организовать свою жизнь, свой досуг, создать культурное общество.

В годы перестройки в Москве во взрослой среде образовались исторические клубы. Несколько лет спустя они стали организовывать балы с историческими танцами. Мы, петрозаводчане, были приглашены на один из первых – на Бал тысячелетия, познакомились с организаторами, и теперь каждый год желающие педагоги и старшеклассники лицея №1 танцуют на московских балах.

Выход в общество

На всех наших праздниках балкон бального зала заполняли бывшие выпускники, те, которые начинали создавать бал. Почему они приходили? Им было не все равно, как танцуют новые выпускники, – сравнивали с собой, сопоставляли. Главное – был интерес. И забота – продолжается ли их дело?

С каким удовлетворением танцевали юноши, уже став студентами! Кавалерами в танце они были уже более уверенными. На первом балу, по-моему, от волнения они не успевали почув­ствовать вкуса происходящего. Интеллектуальное удовлетворение через чувства. Его мозг торжествовал: он на балу и умеет танцевать, умеет поухаживать за дамой. Я думаю, проявлению внимания, выражению любви надо учить. Некоторые любят, а выразить не умеют.

Мы выпускаем ребят из школы в свободную жизнь. На балу они показывают, умеют ли обратиться к даме, умеют ли устроить ей праздник, умеют ли уважить мать, отца, учителя, директора. Мальчик хочет подойти к девочке и пригласить на танец, а танцевать не умеет. Для некоторых подростков это целая трагедия.

Однажды на семинаре один из наших педагогов сказал: «Воспитать – это научить ребенка вести себя в обществе». Согласитесь, для этого по крайней мере необходимо общество, в котором ребенок бывает и пробует там быть самостоятельным: совершает поступки, строит отношения с людьми – практикуется быть культурным в общении с людьми. Бал для меня еще и некая модель культурного общества. А приглашение на танец – поступок, особенно для кавалеров.

Вспомним Льва Толстого: Наташа Ростова на первом своем балу о чем думает? Она выходит в общество! Все на нее будут смотреть! Как бы не оступиться на лестнице, как бы не показаться смешной, нелепой. Она грустит, чуть не плачет, когда ее не приглашают танцевать, и радуется, когда чувствует, что общество ее приняло.

Энергия радости

Я говорил о внешних параметрах праздника. Но мне интересны и параметры общения – един­ство чувств, единство миросозерцания, миропонимания. Вот мы вместе смотрим на мир и радуемся: мы это вместе видели, вместе это переживали. И тогда наступает единение, сближение: учеников и учителей, родителей и детей, мужчин и женщин. Основа – чувства. И, конечно, интеллект. У нас иногда говорят: женская половина – это только чувства, мужская – только интеллект. Полноте, мы знаем массу чувственных мужчин и массу бесчувственных женщин.

Совместно прожитая радость греет потом всю жизнь. Можно в трудные минуты мыслью туда залетать – погреться у радостных воспоминаний. И эта энергия радости будет поддерживать человека всегда. И праздник, рождающий энергию радости в общении, осознается как очень важная часть жизни. И образования, конечно. На выпускном балу вместе встречаются учитель, родитель, ребенок-ученик, не всегда умеющие ладить друг с другом в обыденной жизни. А на празднике они принимают друг друга, и никто не поучает, не делает замечаний, более того, проявляют внимание друг к другу, выражают благодарность. Это тоже моменты сближения.

TopList