Архив
«Творчество не терпит повторений!»
* классному руководителю на заметку
Андрей ЛУКУТИН,
учитель истории, Москва
Очередной «последний звонок» – каким он будет? Советы «бывалого»
Уважаемые коллеги! Подготовка «последнего звонка» тяжелым грузом ложится на заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей и самих выпускников. Сделать его ярким, интересным, а главное, запоминающимся – это нелегкая задача.
Разные способы
Самое простое – взять готовый сценарий, опубликованный в одном из сборников, коих сейчас много. В этом, с одной стороны, нет ничего криминального (авторского права для данных произведений в нашей стране не существует). Однако я видел «последние звонки», сделанные по одному сценарию и поставленные в двух разных школах. Поверьте, точное повторение написанного сценария имеет удручающий результат.
Второй способ – писать сценарий самим. Благо в наших школах были, есть и будут люди, талантливые не только в преподавании своих предметов, но и в литературном творчестве.
Полезная книжица
Большую помощь в подготовке «последнего звонка» может оказать бесподобная (подчеркиваю!) книжечка костромского учителя Сергея Павловича Афанасьева «Последний звонок: как организовать праздник для выпускников. Методическое пособие» (3-е изд., М., 2001). Автор не дает готовых сценариев (что верно), а предлагает «алгоритм» создания праздника. Что такое «последний звонок», что нужно для его проведения, его составляющие и т.п. – вот основной лейтмотив книги Сергея Афанасьева.
Опять же замечу, что каждая школа имеет свои традиции, и рекомендации автора могут быть взяты лишь за основу. А дальше – творчество!!! Чем больше выдумки, оригинальности, умения, азарта вы приложите, тем красочнее и фееричнее получится праздник.
А давайте удивим!
Очередной «последний звонок» – каким он будет? Стандартным или оригинальным? Можно (что, к сожалению, частенько встречается) выйти на красиво оформленную сцену и сбивчиво друг за другом читать написанный текст, дарить папочки с посвящениями, петь адресные песни и т.п. (Сколько лет существует подобная форма? Лет восемьдесят, не меньше.) Нет, в этом нет ничего зазорного. Но помните, что творчество не терпит повторений.
Учителей, которые видели на своем веку не один «последний звонок», сложно удивить. А давайте удивим! Я заметил, что многих выпускников запоминают не по их учебе в течение одиннадцати лет, а по творческим достижениям. А где можно проявить себя, как не на последнем школьном празднике?
С чего начать?
Оглянуться вокруг. Каким потенциалом вы обладаете? Я имею в виду не только творческий потенциал (в нем я не сомневаюсь). Человеческий и технический потенциал играет не меньшую роль, чем прекрасно написанный сценарий. Многое зависит от одаренности ваших выпускников.
Я не сторонник позиции, которая состоит в следующем: «Это же не профессиональные артисты, а дети. Вы от них хотите игры Смоктуновского или Чаплина? Не получится! Как сыграют, так сыграют! Они же дети!» Согласен. До Смоктуновского не дотянем. Но сделать так, чтобы это было продуманно и по-настоящему интересно, – можно.
Ведь если как следует не подготовиться, самим ребятам будет не по себе. Я говорю о долгих паузах между номерами, неправильно спетых песнях, шутках «ниже пояса», нечленораздельной речи на сцене и т.п. Этого можно избежать при помощи триединой формулы – репетиция, репетиция и еще раз репетиция. Начните репетировать не за неделю до праздника, а хотя бы за месяц.
Десять задач
По книжке Афанасьева для подготовки интересного «последнего звонка» необходимо совместными усилиями решить как минимум десять задач:
1) заинтересовать, увлечь, приобщить;
2) определиться с талантами;
3) выбрать форму проведения;
4) написать сценарный план;
5) сделать декорации, подобрать реквизит и костюмы;
6) установить в зале звуковую аппаратуру и записать музыкальную фонограмму;
7) репетировать, репетировать, репетировать;
8) оформить школу;
9) приобрести подарки, сделать пригласительные билеты и программки;
10) сыграть премьеру.
А еще можно воспользоваться советами Ю.Витковской (газета «Классное руководство и воспитание школьников», № 1, 2007). Там есть универсально полезные вещи.
Технический потенциал
Хороший звук, фонограмма, световое обеспечение, декорации, костюмы – одна треть вашего успеха. Несколько слов об этом.
Я думаю, прошло время, когда пение под фортепьяно без микрофонов было основой «последних звонков». Школы могут (уже могут!) позволить себе более-менее приличную музыкальную аппаратуру. Магнитофон, усилитель, колонки, микрофоны – минимум, который можно потребовать от директора и завхоза. Фонограмму (минус один) можно записать на синтезаторе (обратитесь к ребятам).
Есть более простой ход – караоке. Сейчас выпускают массу кассет с фонограммами популярных песен без голоса. Воспользуйтесь бесплатными услугами интернет-сайта karaoke.ru, откуда можно списать массу прекрасных фонограмм.
Со световым обеспечением сложнее. Оно дороже. Но можно использовать светомузыку для дискотеки. Декорации и костюмы из подручного материала. Они должны быть просты, но эффектны.
Определимся с формой
Оценили потенциал? Теперь приступайте к созданию сценария. Все в той же книжке Сергея Афанасьева даны основные формы сценарных решений «последнего звонка»: торжественная линейка, торжественное собрание, праздничный торжественный концерт, праздничная шоу-программа, праздничное кафе.
Первые две формы, я думаю, уже ушли в прошлое вместе с нашим прошлым. А вот последние три используются повсеместно с добавлением своих задумок и сценарных ходов, технических новшеств и эклектики.
Но формы от этого не меняются. Какую форму проведения выберете на этот раз вы?
Самая, на мой взгляд, мобильная форма – это шоу-программа. Идей для ее проведения множество: путешествие, сказка, музей, роман (рассказ, повесть, поэма), кинофильм (мультфильм), телевизионное шоу (программа) и т.п.
На одном из прошлогодних «последних звонков» мы использовали в качестве связующего звена бессмертный блокбастер «Семнадцать мгновений весны».
Затем замахнулись и с успехом поставили спектакль «Воспоминания о мастере» на сюжет гениального произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
А на следующий год написали оригинальный сценарий «Есть только миг, или Школьный романс», сделав главными действующими лицами основоположников русского театра Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
А еще через год мы разработали сценарий на основе гоголевского «Ревизора»…
Главное – сделать такой Праздник, который навсегда останется в памяти и душе выпускников. Может быть, они забудут учебный материал, плохие оценки, споры со своими учителями и вызов родителей в школу. Но никогда (ни-ког-да!!!) не забудут свой самый последний школьный звонок. Ведь это звонок расставания с детством, самым прекрасным и неповторимым временем в жизни каждого человека.
Удачи вам, уважаемые коллеги!