Цена школьного образования | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2007

Архив

Цена школьного образования

* безжалостные цифры

Марина МАТВЕЕВА

Печальные итоги научных исследований


«Один из главных врагов здоровья школьников – нынешние методики преподавания», – считает директор Института возрастной физиологии РАО доктор биологических наук М.М. Безруких.

Исследования НЦЗД РАМН показали, что сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс. Половина выпускников не могут получить профессию по душе из-за неудовлетворительного состояния здоровья. И здоровье их резко ухудшается именно за годы обучения в школе.

Нельзя сказать, что такое положение вещей не волнует тех, от кого зависит состояние наших детей в школе, – педагогов, ученых, государ­ственных мужей. Волнует. И доказательство тому – Всероссийский форум «Образование и здоровое развитие учащихся», который прошел в конце 2005 года в Москве. В нем приняли участие не только учителя, директора школ, ученые-физиологи, медики, но и члены Совета Федерации РФ и даже председатель Совета Федерации С.М. Миронов. Проблема обсуждалась на самом высоком уровне. Однако единого взгляда на то, как изменить ситуацию, у собравшихся не было.

Урок в движении

Доктор медицинских наук В.Ф. Базарный уже четверть века ищет способы, как защитить организм ребенка от неблагоприятного воздействия современной школы.

Ученый разработал несложные приемы, которые позволяют любому учителю вести уроки так, чтобы дети находились в движении. Например, в классе на половине парт стоят специальные конторки, часть урока дети за ними пишут и читают стоя. Причем стоят они в носочках на массажных или самодельных ковриках с нашитыми на них пуговицами, невольно переминаясь с ноги на ногу.

Методические материалы расположены в классе так, что детям все время приходится поворачиваться в разные стороны и искать их взглядом. На потолке нарисованы офтальмологические тренажеры, ученики, время от времени водя взглядом по этим линиям, дают отдых глазам.

Наш мозг устает от созерцания прямых линий, он не создан для их наблюдений, потому что в природе прямых линий, кроме линии горизонта, нет. Кстати, это одна из причин, почему нас утомляет урбанистический пейзаж. Чтобы сгладить неприятное впечатление от прямых углов классной комнаты, школьной мебели, стендов, в классе на стенах, на доске много волнообразных линий. Даже картинки, необходимые для урока, учитель развешивает на доске не горизонтально, а волнообразно.

Все эти приемы используют последователи Базарного в сот­нях школах страны.

Впрочем, конторки, возможность переходить на уроке с места на место, то вставать, то садиться – не новшества, придуманные самим В.Ф. Базарным. Писали и читали стоя и в школах XIX века. Например, картина Н. Богданова-Бельского «Устный счет» наглядно показывает, что ученики в сельской школе С.А.Рачинского имели возможность ходить по классу во время решения математических задач. Не сидеть, замерев за партой, а ходить по комнате. А ученики младших классов в школах США могут даже свободно располагаться на полу.

Но В.Ф. Базарный и не отрицает, что он только научно обосновал весь тот хороший опыт, который существовал когда-то в школе. И убедился, что его метод работает. Эксперимент, который был проведен в 400 школах Республики Коми и в сотнях школ в самых разных точках страны, показал, что у 95% детей, обучавшихся в тех классах, где применялись методики Базарного, здоровье не только не ухудшилось, но и улучшилось! Исправилась осанка, повысилась острота зрения, дети опередили в росте своих сверст­ников.

Раздельное обучение

Но не только эти простые новации В.Ф. Базарный предлагает ввести в школах. Он активный сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек в начальных и средних классах. Дети могут ходить в одну школу, вместе играть на переменах, участвовать в общих школьных мероприятиях, но учиться мальчики и девочки должны раздельно. Такое обучение позволит педагогам учитывать особенности гендерного развития (все знают, что мальчики и девочки взрослеют не одновременно), избавит школьников от лишних стрессов и не нанесет вреда их здоровью.

Идею раздельного обучения поддерживают и многие физиологи: из Института гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН, из Петербургской академии последипломного педагогического образования (см. статью В.Еремеевой в №3 нашей газеты. – Прим. ред.). Мозг мальчиков и девочек развивается по-разному и с разной скоростью. В младших классах девочки опережают мальчиков в развитии: они лучше выполняют типовые задания, лучше отвечают и устно, и письменно, потому что речь их в этом возрасте более развита, легче выполняют некоторые мыслительные операции. До 5–6 класса девочки доминируют и физически, и интеллектуально, и социально. А мальчики находятся в состоянии постоянного стресса, потому что школа в лице учительниц-женщин требует от них, чтобы они подражали успешным девочкам и в поведении, и в учебе, подавляли в себе мужское начало, природные мужские особенности. Да еще девочки, более зрелые и физически, и духовно, в младших классах навязывают мальчикам свои пристрастия, привычки, взгляды, страхи. В результате многолетний стресс не только ухудшает здоровье мальчиков, за школьные годы они теряют истинно мужские качества – целеустремленность, уверенность в своих силах, умение отвечать за свои решения и отстаивать свое мнение.

Раздельное обучение, которое применяется в экспериментальных школах, демонстрирует любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А.Маресьева, которая уже 18 лет использует некоторые технологии В.Ф. Базарного, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признана годной к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признаны абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Но ведь и девочкам раздельное обучение идет на пользу! Мы когда-то уже писали об экспериментальных «девчачьих» классах в московских школах. Исследование, которое много лет ведет в этих школах Институт гигиены детей и подростков, показывает, что здоровье учениц «девчачьих» классов намного лучше, чем у их сверстниц из смешанных классов. У них лучше и показатели пульса, и артериального давления, и состояние желудочно-кишечного тракта, у них выше работоспособность, они даже простудами болеют реже! Все мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3–4 раза меньше, чем их сверстники.

Главные враги здоровья

И тем не менее не все физиологи поддерживают точку зрения, что именно раздельное обучение сохранит здоровье нашим детям. Главным врагом здоровья они считают современные методики преподавания. Вместе ли учить мальчиков и девочек, раздельно ли, главное, их надо учить не так, как учат сегодня. Например, директор Института возрастной физиологии РАО доктор биологических наук М.М. Безруких уже много лет доказывает вред безотрывного письма и чтения на скорость в начальных классах.

Как определить, научился ли ребенок читать? И вот учителя с секундомером в руках замеряют, сколько слов в минуту может протараторить первоклассник. Или берет малыш с первого дня обучения в школе шариковую ручку и учится писать, не отрывая «пера» от бумаги. А оказывается, когда раньше дети писали стальным пером, макая его в чернильницу, они испытывали гораздо меньший стресс. Их руки не сводила судорога усталости, у них не поднималось артериальное давление и не учащался пульс, потому что рука выписывала каждую букву в отдельности, мышцы получали микропередышку между нажимами пера, и пока рука тянулась к чернильнице, мозг и нер­вная система отдыхали от самой сложной работы из всех, что доводится выполнять человеку, – от письма.

Исследования показывают, что сегодняшние школьные методы обучения неэффективны, для 90% детей учеба в школе неинтересна! Знания, которые дает школа, не вызывают эмоций и потому отторгаются мозгом. Увы.

Рабочий день крепостного

«Да разве только неправильные методики преподавания подрывают здоровье детей!» – восклицали на симпозиуме выступавшие в прениях учителя. Вы посмотрите, какой объем информации должны усвоить дети. Рабочий день старшеклассника длится 12,5 – 14,5 часа. Просто как у крепостного крестьянина или раба древнего мира. Чтобы выполнить все, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остается времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.

Новые программы, по которым дети сейчас учатся в школе, в 40% случаев ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как одаренных детей примерно 6%, способных – 15%. То есть дети их изначально не могут усвоить, а мы с них требуем: ты должен запомнить, ты должен знать, ты должен хорошо учиться.

В школах появляются все новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого; и лучше после школы знать два иностранных языка, чем один; и что в школе нужно преподавать граждановедение (мы ведь хотим получить поколение ответственных, сознательных граждан); и что знакомство с мировой культурой – это прекрасно, это необходимо; и ОБЖ – нелишне, вон какое тревожное время сейчас, надо уметь защитить свою жизнь от катаклизмов природы и дей­ствий злых людей. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объеме, что и раньше, и курс химии, физики, русского языка, географии…

Как все уроки затолкать в и так уже длинный учебный день? И ведь при таких безумных нагрузках образованнее наши дети не стали. Родители выпускников знают, что без дополнительных занятий, без подготовительных курсов и репетиторов поступить в вузы сегодняшние выпускники не в состоянии.

TopList