Справочник по сПАРТАнскому воспитанию | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2007

Архив

Справочник по сПАРТАнскому воспитанию

* реабилитация здравого смысла

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

Несколько советов учителям, решившим организовать на уроке работу по группам


Этот мини-справочник возник благодаря письму Ольги Сорокиной из Петрозаводска. Она пишет, что ей хотелось бы начать работу малыми группами. Но...

Из письма О.Сорокиной: «1 сентября хотела поставить парты так, чтобы ученики сидели группами. Не переставила из-за осанки и освещения – чтобы дети сидели все-таки правильно, лицом к доске. А во-вторых, у меня есть мальчик, которому по показаниям нельзя передвигать парты. Еще не знаю, как я буду решать эти проблемы…»

Лицом друг к другу

Обычно парты ставятся по две таким образом, чтобы четверо детей оказались сидящими лицом друг к другу и боком к доске.

Или к предыдущему варианту сбоку от сидящих приставляется еще одна парта – лицом к доске. В этом случае за одним «круглым столом» оказываются шесть рабочих мест.

Смена составов

Составы команд можно менять в течение урока, в течение дня, недели или месяца в зависимости от задач учителя или ситуации в классе. Но в любом случае менять. С тем, чтобы не получилось так, что один видит доску только справа, а другой только слева.

Смена рабочего места – естест­венная профилактика кифоза, сколиоза, остеохондроза и плохого зрения. Не говоря уже о том, что ученикам в разных командах удобно приобретать разный опыт делового партнерства.

Верхом на стульях

Чтобы объединить ребят в группы, необязательно двигать парты. Можно сделать так: нечетные парты каждого ряда оборачиваются к четным на 180 градусов, и ученики садятся верхом на свои стульчики – вот вам и четверки.

Тут, правда, возникает проблема с коленками, упирающимися в перегородки парт, – писать долго в таком положении неудобно. Ну так и не пишите долго! А если все же надо – вернитесь в исходное положение. Лишний раз сменить мизансцену – оно всегда полезно.

Вчетвером

Ребенку нельзя поднимать тяжести. Это понятно. А вчетвером они могут поднять парту? Для первой пробы это может выглядеть так.

Вместе со стульями ученики стоят вдоль стены. Идет первая четверка, берет одну парту, переставляет ее на другое место. Все смотрят и оценивают работу, скажем, на слаженность или на точность. Потом идет вторая четверка и так далее.

Физкультминутка

Организованная перестановка парт и стульев (в виде геометрической фигуры или одной из букв латинского алфавита) служит хорошей физкультминуткой, по которой так сохнут старшеклассники. Ведь им приходится, согнувшись в три погибели, часами записывать лекции преподавателя (который, кстати, то и дело прохаживается то по рядам, то вдоль доски!)

И галерки нет!

Учителя часто жалуются на проблемы, связанные с так называемой галеркой: то оттуда шум-гам, то, наоборот, подозрительная тишина.

Так вот, при быстрой перестановке парт во время урока или хотя бы при простой смене рабочих мест галерка растворяется, а соответственно и все проблемы, связанные с ней.

Поза стоящего

Поза пишущего потому плохо усваивается детьми, что она очень трудна, если целый учебный день ее удерживать. Поэтому как раз надо бы ребятам и под партой посидеть, и стоя что-то поделать.

Позы надо менять. Обсуждение различий в позах работает на закрепление правильной.

Ваши ученики никогда не пробовали писать диктант-пятиминутку или решать задачку стоя? Попробуйте.

TopList