Архив
Вход после звонка и по фальшивым билетам!
* попробовать, что ли?
Геннадий ТОЛБУХИН
Театр начинается с вешалки, пьеса – со списка действующих лиц, а классный час, посвященный культуре посещения театра, – с неожиданного задания
Учительница попросила ребят принести на очередной классный час самые разнообразные билеты: автобусные, проездные, на электричку, в кинотеатр, на прошлогоднюю елку, в кукольный и драматический театры.
Сходство и различие
Принесли, разумеется, не все, но к этому учительница была готова и отнеслась по-деловому спокойно.
Поделив между рядами билеты поровну, она попросила найти, что общего есть во всех этих билетах. Ученики и без того с интересом склонились над богатством, а тут и вовсе с жадностью принялись рассматривать каждый свою кучку билетиков.
Выяснив сходство, ряды-команды занялись выяснением различий.
После такой разминки ученики сложили все билеты в учительскую шкатулку (на худой конец, это может быть шляпа) и достали из своих портфелей листы
бумаги, фломастеры, карандаши.
Оставив все это на партах, они вышли к доске. Им предстояло объединиться в команды.
Объединение по хлопкам
Это один из социоигровых способов объединения учеников в рабочие команды – «караси». Учительница хлопает в ладоши. Ученики – кто быстрее – берутся за руки: сколько хлопков, столько учеников собираются в кружочек, как караси в стайки. Звучит сигнал – три хлопка. Возникают тройки «карасей».
Звучит новый сигнал, а это значит – соседи должны быть новые. Три хлопка повторяются, но ученики на месте не стоят. Они бросаются в другие кружки. Все перемешиваются. Все спешат. Всем весело. Пять хлопков... Два хлопка...
Скорость и точность возрастают, мобилизация увеличивается. Утомление от уроков уступает место окрыленной радости.
Наконец звучит сигнал – четыре хлопка. Возникшим случайно четверкам учительница объявляет, что сегодня они будут работать вместе. Ребята четверками усаживаются за парты (только, чур, каждый занимает не свою) и переносят свои «рабочие инструменты» на новое место.
Даже при неспешном темпе это займет минуты полторы-две.
Изготовление «фальшивок»
Каждой четверке предлагается изготовить один театральный билет. После «карасей», задавших работе хороший темп, ученики сразу хватаются за дело.
Вот одна из четверок уже готова. Учительница просит назначить к ней посыльного с билетом, и когда тот подбегает, они вместе, как бы от имени билетера, выясняют, можно ли пропустить человека в театр по таком билету или нет. Многие четверки внимательно прислушиваются к их негромкому разговору.
Оказывается, первая четверка поспешила и забыла указать название театра. Посыльный возвращается к команде, которая обнаруживает (теперь уже самостоятельно), что на их билете отсутствуют еще и день, и даже время спектакля. (Тут стоит напомнить читателю, что все билеты, принесенные в класс, после рассматривания были сложены в учительскую шкатулку, а это значит, что ученики работают по памяти.)
Многим четверкам приходится не раз и не два дорисовывать свой театральный билет. Одни не указали цену (и потом с гордостью дорисовывают штамп «бесплатно»).
Другие забыли указать (вспомнить или сочинить) название спектакля (обычно его проставляет билетер вручную штампом на обратной стороне билета).
Третьи переусердствовали и написали автора пьесы (его имя указывается не в билетах, а в афишах и программках). Кто-то наконец-то заметил, что у них не указано место в зрительном зале.
Посыльные бегали то к доске, то к своим рабочим четверкам. Те с нетерпением ждали новых вестей и бросались дописывать, дорисовывать, переделывать... В общем, улучшать свои театральные билеты.
Возникали все новые и новые подробности, о которых билетер (учитель) даже не помышлял: вдруг появилась многозначная цифровая нумерация на билетах, эмблемы театров (пусть неточные и даже вымышленные). На оборотной стороне билета появился текст обращения к зрителям: «Вход в зрительный зал после 3-го звонка...» Или: «Детям до 16 лет на вечерние спектакли...»
Некоторые четверки вздумали даже имитировать типографский шрифт! И получалось это у них, на удивление, удачно.
Столь виртуозные усовершенствования появлялись не только в работах тех учеников, которые часто ходили с родителями в театр. Но и другие дети, которые, может быть, только раз в жизни были в театре, увидев у соседской четверки новую деталь в билете или услышав каверзный вопрос билетера у доски, старательно воспроизводили эту деталь в своем рукотворном билете.
Конструкторские решения
Даже старшеклассники порой плохо знают специфические термины зрительного зала. Поэтому, когда в билетах стали появляться номера рядов и мест, учительница написала на доске такие слова: партер, фойе, балкон, амфитеатр, бельэтаж.
Написала как бы для того, чтобы ученики не делали орфографических ошибок. На самом же деле она хотела познакомить ребят с терминологией театрального помещения.
Объявив о том, что через минуту пора сдавать билеты, учительница действительно собрала их ровно через минуту. Затем она показала ребятам фотографию зрительного зала (это была фотография макета, выставленного в холле кассы городской филармонии) и попросила построить в классе макет. Два ряда по три-четыре стула – партер. Два ряда – амфитеатр, два – балкон. По бокам – стулья бельэтажа и места в ложах.
Изумленные ученики тут же принялись за работу и с энтузиазмом стали двигать парты, ломая голову над конструкторскими решениями.
Постройка получилась многоярусной: места на полу, на стульях, на положенных на бок столах, на сдвинутых столах и, наконец, на стульях, стоящих на площадке из столов. С каким вниманием и осторожностью ребята потом пробирались на свои места в зрительном зале, сверяясь со своими рукотворными билетами!
Как в настоящем
театре
Уже прозвенел звонок не только на перемену, но и с перемены, а энтузиазм не иссякал. Учительница объявила, что классный час закончен, пора расходиться по домам. Послышались протестующие стоны. Тогда она сообщила, что прямо сейчас каждой четверке нужно будет подготовить небольшую сценку из того
спектакля, чье название они
указали в своем театральном билете.
Задумки могут опираться на реальные спектакли, но могут быть сочинены и самостоятельно. В виде исключения сценки могут быть и из кинофильмов или мультфильмов (тогда из драматического театра мы перенесемся в кинотеатр). Но в каждом показе должны быть и костюмы, и декорации, и реквизит, и музыка.
А сценки эти можно будет потом показать параллельному классу.
Некоторые ребята тут же начали соображать, как и что им нужно подготовить к показу…
И вот трехминутная репетиция закончена. Звенит театральный звонок. Ученики рассаживаются в зрительном зале. Четверки по очереди выходят на сценическую площадку, объявляют название спектакля и начинают играть свою сценку. Каждое выступление заканчивается бурными аплодисментами, как в настоящем театре.
P.S. Учительница была готова подвести итоги и обобщить сведения по театральной культуре, напомнить правила вежливого поведения в театре... Но интуиция подсказала ей на этот раз отказаться от запланированного.
Она поступила разумно. Не все сразу! Многие явно сделали массу новых приобретений в театральной культуре. А значит, и в культуре поведения, культуре внимательного партнерства – будь то в музее, на спектакле, выставке или уроке, перемене или на классном часе.
/По материалам кн.: Букатов В., Ершова А. «Хрестоматия игровых приемов обучения», М., 2002/
От редакции
«Хрестоматию» можно приобрести (кстати, по смешной цене!), обратившись в отдел реализации Издательского дома «Первое сентября».
Приезжайте! Москва, ул. Киевская, д. 24 (м. «Студенческая»)
Звоните! (495) 249-28-77
Пишите! book2@1september.ru