Царство мата | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2007

Архив

Царство мата

* без комментариев

Виктор ЕРОФЕЕВ


«Бля-бля-бля» – несется по России, как сигналы спутника. В этих звуках можно услышать своеобразный SOS – сигнал национального бедствия. Мат похож на стон. Но это стон раненого, униженного, раздавленного существа, которое не только молит о спасении, но и тоскует по мести. Мат – военный клич, язык магической войны, выродившийся в бессмысленные междометия. Однако, как сказала моя домработница Валя, ходящая по воскресеньям в православную церковь, «Мат мату – рознь».

Матрица российского подсознания

В фантастическом романе Станислава Лема «Солярис» есть поразительный образ планеты-мозга, способной порождать видения и галлюцинации. Когда я думаю о мате, я вспоминаю чудовищный магнетизм этой планеты. Матерные слова обладают уникальными возможностями по отдельности и в сочетании с другими словами, вырываясь из эротического контекста, но всегда сохраняя свою сексуальную подоснову, определять человеческие чувства, состояния, выражать восхищение и презрение, наивысшее блаженство и полную катастрофу. Мат не склонен к рыцарскому почитанию женщины. Примкнувшее к мату несколько позже других слово «б…», даже превратясь в восклицание и междометие, – это вечное напоминание о порочности, неверности, похотливости и продажности женщины, объекта отторжения и желания одновременно.

Мат живописен. Пользуясь гибкостью русских суффиксов и многообразием приставок, заигрывая с фонетически близкими нормативными словами, он рождает антропоморфные образы. Мат – языковой театр, минимализм словесного материала, покрывающего собою Вселенную. Многократно обложенные матом, русские превращаются в прямое продолжение матерной лексики. Много русских людей ушли на тот свет под матерные проклятия расстрельной команды. Мат ассоциируется с взбунтовавшейся толпой, бунтом, революцией. Но в последние годы добавились теплые краски, возникли матерные слова восхищения.

Слово, воспетое Достоевским

Еще Достоевский в «Дневнике писателя» писал, что русский человек может выразить всю гамму своих чувств при помощи одного неприличного слова. Оно написано на миллионах русских заборов, вырезано на стволах деревьев и нацарапано на памятниках старины везде, где только ступала нога русского туриста. Слово «на три буквы» обладает такой энергией всенародной табуированности, что понятие, выражаемое этим словом, разрастается до грандиозных размеров, превращает русский секс в борьбу великанов и выдвигается на историческую авансцену в качестве гигантской боеголовки. Извечные русские претензии видеть свою страну сверхдержавой без убедительных материальных доказательств связаны, возможно, с обладанием словом. Однако оно — лишь одна из стартовых позиций мата, который со времен великого писателя проделал невероятную эволюцию, расширяя свою словарную территорию. Мат безграничен в своем словотворчестве; его основная задача – покорение мира посред­ством профанации. Мат – аналог русского империализма, он – как красный флаг над Рейхстагом – означает: мы дошли, мы победили.

Настоящей сенсацией стали постперестроечные публикации русской классики. Читатели с изумлением узнали, что Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Чехов пользовались матом, кто в стихах, кто в частных письмах. Мат был и остается органической частью народной культуры, что выяснилось при публикации запрещенного царской и советской цензурой огромного пласта русского фольклора. С легкой руки Горького многие уверены в том, что матерные слова – восточного происхождения, что они засорили русский язык во времена татаро-монгольского ига. Однако большинство исследователей называют это этимологическими фантазиями, желанием отчуждения мата от русского традиционного целомудрия.

Язык-оборотень

Мат – язык-оборотень; как обезьяна, он прыгает с ветки на ветку социальной иерархии, каждый раз оказываясь в новой роли: то пугает, то смешит. Нет такой меры, которая бы могла объединить матерные величины в одном центре. Но такое бурлящее состояние не только отпугивает, но и притягивает, человеческая природа обнажена, архаические пласты перемешиваются с современностью. Наверное, самый распространенный тип традиционного русского мата – агрессия. Однако мат социально неприличен не сам по себе, но как носитель «прокисшей» народной идеологии, в которой звучит отказ от созидательного отношения к жизни. Мат утверждает, что жизнь в России похабна, и отражает цинизм выживания во что бы то ни стало. С матерными криками пьяный отец бьет мать на глазах ребенка. С этим подлым матом борются учителя школ по всей России. Но существует мат как преодоление проблем, выход из одиночества: материться – значит быть «своим». Мат – вдохновитель побед. С матом советские солдаты шли в атаку против нацистов, а советские хоккеисты побеждали канадских. Ругаясь, я освобождаюсь от запретов, обретаю силу, становлюсь выше общества, закона, культуры, условностей и морали. В мате я – сверхчеловек, не знающий пределов.

Будущее мата начинается сегодня

Сознательные противники и сторонники мата сходятся в том, что мат нельзя растабуировать. Противники боятся деградации общества. Сторонники беспокоятся, что легализация мата снимет напряжение и ослабит возможности русского языка. Мы присутствуем при последних судорогах русского мата? Попытки запрета мата – это одновременно и попытки его реабилитации в форме сакральных сил. Русское подсознание все еще заражено и засорено непереваренным первичным матом. Именно к нему апеллируют российские законодатели, запретители мата. Поскольку эта культура в России изживается медленно, мат получит историческую отсрочку. Он скроется в предместья больших городов, уйдет в провинцию, сохранится в деревне. Но то, что мат уже не является основным лозунгом столичных заборов и дверей общественных туалетов, говорит об ослаблении его сакральной функции. Окультуренный мат, дозволенный в художественном тексте, Интернете, является лишь имитацией мата, девальвацией его разрушительных возможностей. Лучше, видимо, пожертвовать магическим матом, чем шансом вырваться из-под воздей­ствия речевого шаманизма, парализующего Россию.

В новом поколении произошло два основных нарушения матерного кода. Во-первых, мат перестал быть принадлежностью муж­ской культуры. Русские считали, что «когда женщина говорит матом, у Христа открываются раны». Либерализация мата привела к тому, что девушки, сломав антижен­ский импульс мата, стали сами употреблять мат как острую приправу к бытовому дискурсу. Во-вторых, в продвинутых кругах молодых людей мат перестает быть руганью. Для поклонников окультуренного мата он – не фон, не междометие, а инструмент, дающий возможность реального обозначения тендерных предметов и сексуального дей­ствия. Мат становится языком обретенного тела, возвращается к своей первоначальной сексуальной функции, но уже не в качестве нарушителя табу, а как язык страсти. Любовь к мату в новом поколении превращается в мат любви.

(По материалам публикации
в «Московских новостях» № 27, 2004)

TopList