Версия первая: дурак 62 раза | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2007

Архив

Версия первая: дурак 62 раза

* хроника одной затеи

Сергей САВЕЛЬЕВ,
учитель музыки

История, изложенная самим автором уникальной методики по борьбе с ругательствами в 4 «А» классе и на продленке


Когда я учился в школе, мальчишки позволяли матерные слова в общении друг с другом – в этом был какой-то смак, приобщение к взрослой жизни. Но чтоб при девочках-одноклассницах – никогда. Было никем не предписанное, но всеми соблюдаемое табу на матерщину в обществе дам.

Мне противно, когда кто-то ругается. Не могу сказать, что я краснею. Просто гадко. Как будто вляпался во что-то. И поэтому слышать, как ругаются малыши, выше моих сил.

Нововведение

Как-то раз за чашечкой чая после уроков Ольга Петровна посетовала на то, что ее четвероклашки ругаются.

– Не матерятся, конечно, но обзывают друг друга всякими гадостями. Как будто меня нет в классе. А я же здесь! В конце концов, я женщина. Не могу и не хочу это безобразие терпеть, а как с ним бороться, не знаю…

И тут я выдал совет – сам себе удивился:

– Допустим, какой-нибудь Петька ругается. Ну нравится ему это дело. Ну приглянулось ему слово «урод»! Пожалуйста! Садись и пиши его на листочке, раз нравится! К примеру, сто раз... Как идея?

Мне самому понравилось. На следующий день я публично объявил четвертому «А» о нововведении. Каждый, кто произнес в школе какое-то неприличное слово или вполне приличное, но использованное в чей-то адрес с целью обидеть, будет писать это слово... 62 раза. Откуда это число взялось, непонятно. Я с таким же успехом мог ляпнуть, к примеру, 162 или 37.

Первая жертва

Первым попался Влад, очень энергичный и импульсивный молодой человек десяти лет, крупный специалист по ругательствам. Сыплется из него, как из рога изобилия, всякая дрянь. Я называю его стоматологом (сами понимаете, почему).

Владик сначала было возмутился: «Не буду я ничего писать, Сергей Евгеньич!» Пришлось вразумлять. Первый аргумент звучал так: нехорошо ругаться. Второй: нехорошо ругаться при девочках. Третий и самый главный: я так решил и все тут. В общем, задавил авторитетом. Это бывает иногда полезно, если знаешь, как не злоупотребить. Я был уверен, что знаю.

Усадил я несчастного Влада за стол. Сначала он гневно возмущался. Кричал, что у него нет бумаги, нет ручки… Я был неумолим. Усадил рядом и стал неотрывно смотреть, как он выводит на листочке словосочетание «козел вонючий».

По-моему, и один раз такое написать – удовольствия мало. А тут 62 раза! Да еще я к почерку придирался: «Пиши красиво».

Потом я лично пересчитал количество слов. Оказалось, что Владик перепутал и написал не 62 раза, а все 64.

– Жаль, – говорю, – ошибочка вышла. Придется переделывать. Надо 62 гадости написать, а у тебя целых 64. Перебор!

Влад взорвался, как ядерная бомба:

  – Сергей Евгеньич! Это нечестно! Я же написал!

– Ладно уж, – смягчился я, – написал. Теперь подпиши фамилию и имя сверху – чтобы было видно, чья работа.

Он сначала написал инициалы. Но я настоял на полных имени и фамилии.

Готово! Я гляжу на листок, и тут мне приходит в голову, что получается, будто Влад Монеткин и есть этот самый козел вонючий. Ну вот, думаю, доигрался с детьми.

– Ладно, Влад, пошли.

Мы подошли к мусорному ведру, Владик торжественно изорвал исписанный руганью листочек и выбросил его в урну, будто уничтожая зло навсегда.

Уроки словесности

Через две минуты слышу:

– А-а-а! Ублюдок хренов, что ты лезешь!!!

Это был все тот же Влад. Он неудачно присел рядом с Валеркой, за что сразу получил оплеуху.

– Сам ты свин линялый. – Валерка не остался в долгу. – Отвали, я сказал!

Они стояли, набычившись, красные оба, и метали друг в друга ругательства. Настоящая дуэль.

Я усадил их за парту и заставил писать. Одного – «ублюдок хренов», другого – «свин линялый». 62 раза.

Вот это я понимаю уроки словесности!

Подробности ритуала

Теперь, как только я появлялся в школе, О.П. выдавала мне листочек следующего содержания:

В.М. – свин, сволочь, козел

В.П. – дурак, идиот

Л.М. – скотина, козел и т.д.

Ругательством официально считалось только то слово, которое лично услышал кто-то из учителей. А доносы отвергались, дабы не провоцировать в классе стукачество.

И после уроков, на продленке, в спокойной обстановке мы начинали ежедневный ритуальный обряд. Ребята, теперь уже безропотно, усаживались за парты и писали любимые слова и словосочетания на отдельных листочках 62 раза. С последующим их тщательным разрыванием на мелкие кусочки и захоронением в мусорном ведре.

Всем своим видом я старался подчеркнуть важность происходящего. Каждый раз пересчитывал слова (позже, правда, стал халтурить, зато дети перестали – наверно, решили, что меня все равно не проведешь).

Еще одна тонкость: листочек с ругательствами надо было порвать обязательно на мелкие(!) кусочки. Чтобы ни одно слово не читалось. И выбросить в мусорное ведро торжественно(!).

Герои сопротивления

Сначала были популярны отговорки: «А у меня нет листочка», «А у меня нет ручки» и так далее.

– Ольга Петровна, дайте, пожалуйста, листочек!

– Я? Тебе? Листочек?– удивляется О.П. – Чтобы ты на нем свои гнусные слова писал? Ни за что!

– Сергей Евгеньич! А у меня ручки нет!

Ага, как же! Весь день ручка была, а тут вдруг пропала?

– Ищи! Почему это я на твои гадкие слова должен свои чернила тратить?  – подыгрываю я О.П.

Были отмечены также попытки смыться: «Мне надо дежурить по классу», «Я вот сейчас только математику доделаю и сразу же напишу» и так далее.

Но мне было важно, чтобы расплата наступала неумолимо и сегодня же.

Некоторые родители искренне удивлялись: «Как же так? Мой ребенок совсем не ругается. Мы же культурные люди. Просто не верится. И откуда у него это?!»

И правда. Настоящих мастеров своего дела – единицы, четверо-пятеро на класс. У остальных – ну вырвется, когда кто-нибудь обидит. Бывает...

Первая стадия нашей борьбы с ругательствами заняла около трех недель. К этому времени дети уже привыкли, что возмездие неизбежно, и старались не ругаться.

Первые радости

Люся о чем-то активно беседует с Антоном. Вдруг слышу:

– Да иди ты на фиг, дурак!

Я поворачиваю голову в сторону Люси. Но она успевает раньше и уже смотрит на меня с явным огорчением, закрыв рот ладошкой.

– Ой, простите, пожалуйста, Сергей Евгеньич, я нечаянно…

Реакция на собственные проколы у всех разная. Во время прогулки подходит ко мне Люба и доверительно сообщает: «Я никогда в жизни не буду больше ругаться! Не хочу плохие слова по 62 раза писать». А Нина (круглая отличница, очень ответственная девочка), когда Валерка с Антоном окончательно ее замучили своими выходками, не выдерживает и кричит: «Отстаньте, дураки! Что привязались?!» Потом обреченно вырывает листок бумаги из блокнота и начинает писать… слово «дурак»... 62 раза…

А потом, где-то через месяц, О.П. вдруг обратила внимание на то, что в классе резко сократилось количество ругани. Нет, она не прекратилась совсем, но было видно, что у детей появилась привычка следить за своей речью.

TopList