Принципиальные мелочи | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Принципиальные мелочи

Из книги В.Букатова «Педагогические таинства дидактических игр» (М. 2003)

* азбука стиля


Перед началом игрового задания не спешить с провозглашением дидактической цели и с постановкой учебной задачи.

Продумать членение «событийного ряда» задания таким образом, чтобы деятельность сложная была бы замаскирована выполнением учениками дей­ствий, достаточно для них легких (или хотя бы обрамлять простыми, легкими действиями каждый новый шаг алгоритма).

Заранее продумать и приготовиться к смене мизансцен. То есть каждый этап работы желательно начинать в новом местонахождении (у окна, у доски, в уголке); в новом телоположении учеников (стоя, за столами, сидя без столов, сидя на корточках). И с каким-то новым набором сопутствующих движений (пусть даже формальных: «готовы – помашите руками» или «что придумали – покажите немой фотографией»).

Заранее продумать, как и в какие моменты следует избавляться от штампов парной педагогики, заменяя ее педагогической организацией непроизвольного внимания учеников к мнению, умениям, действиям, целям друг друга.

Задание педагога не будет для учеников игровым, если они не почувствуют в нем свободу для вкладывания личных подтекстов, то есть личной игривости по отношению и к педагогу, и друг к другу. Стараться не использовать игровые задания для «скармливания ненавистной манной каши».

При повторении игрового задания обратить внимание на обеспечение в нем новизны, неожиданности и непонятности, а при повторениях последующих делать акцент на ритуальном повторении самых эмоциональных для учеников моментов (приемов, ходов) игрового задания.

Составить список любимых детских игр (времен своего детства или игр, любимых современными детьми) и прикинуть, каким образом эти игры (или их элементы) можно использовать на уроке (хотя бы в качестве разминки-разрядки).

Помнить, что большая часть живости проведения дидактической игры зависит от поведения учителя. Его сухость в поведении или, наоборот, развязность и кокетство могут испортить эффективность любой, казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры.

TopList