Архив
Принципиальные мелочи
Из книги В.Букатова «Педагогические таинства дидактических игр» (М. 2003)
* азбука стиля
Перед началом игрового задания не спешить с провозглашением дидактической цели и с постановкой учебной задачи.
Продумать членение «событийного ряда» задания таким образом, чтобы деятельность сложная была бы замаскирована выполнением учениками действий, достаточно для них легких (или хотя бы обрамлять простыми, легкими действиями каждый новый шаг алгоритма).
Заранее продумать и приготовиться к смене мизансцен. То есть каждый этап работы желательно начинать в новом местонахождении (у окна, у доски, в уголке); в новом телоположении учеников (стоя, за столами, сидя без столов, сидя на корточках). И с каким-то новым набором сопутствующих движений (пусть даже формальных: «готовы – помашите руками» или «что придумали – покажите немой фотографией»).
Заранее продумать, как и в какие моменты следует избавляться от штампов парной педагогики, заменяя ее педагогической организацией непроизвольного внимания учеников к мнению, умениям, действиям, целям друг друга.
Задание педагога не будет для учеников игровым, если они не почувствуют в нем свободу для вкладывания личных подтекстов, то есть личной игривости по отношению и к педагогу, и друг к другу. Стараться не использовать игровые задания для «скармливания ненавистной манной каши».
При повторении игрового задания обратить внимание на обеспечение в нем новизны, неожиданности и непонятности, а при повторениях последующих делать акцент на ритуальном повторении самых эмоциональных для учеников моментов (приемов, ходов) игрового задания.
Составить список любимых детских игр (времен своего детства или игр, любимых современными детьми) и прикинуть, каким образом эти игры (или их элементы) можно использовать на уроке (хотя бы в качестве разминки-разрядки).
Помнить, что большая часть живости проведения дидактической игры зависит от поведения учителя. Его сухость в поведении или, наоборот, развязность и кокетство могут испортить эффективность любой, казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры.