Три судьбы | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Три судьбы

Игровое упражнение для классного часа

* попробовать, что ли?

Николай ПРЯЖНИКОВ, доктор психологических наук


Смысл этой игры – помочь формирующимся личностям разобраться, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лентяя и бездарности.

Игра может проводиться как с классом, так и с подгруп­пой. Время – около 30–45 минут (как раз на весь классный час).
Основные процедурные этапы следующие.

Добровольцы

С самого начала, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Сразу может оказаться, что желающие не объявятся даже тогда, когда по многим признакам видно, что ученики хотели бы поиграть. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему.
Например, классный руководитель может просто сказать, что если через три (пять) секунд доброволь­цев не будет, то игры не получится и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются даже больше желающих, чем требуется.
Или другой прием: опытный педагог сразу увидит, кто хочет быть главным игроком, но еще не созрел окончательно, чтобы заявить об этом. Иногда достаточно легкого кивка головой такому ученику, чтобы тот смело вышел для участия в игре.

Роли-стереотипы

Общая инструкция: «Дело происхо­дит в школе будущего где-то в середине следующего сто­летия. На диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 1995 году окончил среднюю школу и прожил потом интерес­ную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то по 70 лет. Но гости наши необычные (в школе будущего много чего необычного): мы решили при­гласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый – это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй – лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий – бездарность; убежден, что высшее счастье – заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой трепещут более умные и более до­стойные.
Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет, при этом они могут вообще играть одну и ту же роль (возможны варианты: например, ведущий может сам раздать участникам карточки с указанием ролей, может вообще не давать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли).
Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять, действительно ли они счастли­вы. А потом постараемся угадать, какие роли они играли».

Пока игроки за кулисами

Главные игроки примерно на 3–4 минуты отправля­ются «за кулисы» (один – за угол, другой – в коридор, третий – за шкаф), чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни, а ведущий пред­лагает оставшимся придумать по 2–3 душещипательных вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и все­го, из чего складывается жизнь.
Когда ведущий пойдет «за кулисы» приглашать глав­ных игроков в класс, он должен спросить у них (еще «за кулисами»), какие роли (стереотипы) каждый из них соби­рается представлять.

Основные этапы жизни

Главные игроки приглашаются на сцену, усаживаются на «почетные места», и им предлагается по очереди кратко (за 3–4 минуты) рассказать об основных этапах прожитой жизни.
Чтобы игрокам было легче удерживать роли, ведущий должен заранее (еще «за кулисами») предложить им воспользоваться нехитрым реквизитом: например, надеть шляпу, обмотаться шарфом или набросить на плечи полотенце.

Пресс-конференция

После того как все главные игроки вкратце расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конфе­ренцию: ученики задают гостям краткие вопросы и получают на них краткие ответы. (Чтобы обращение к гостям было более уважительным, лучше каждого из них попросить представиться по имени-отчеству.)
Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут, и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать один-два интересных вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопро­сы заранее.
Может оказаться и так, что все вопросы будут ад­ресованы только одному (самому интересному) игроку. В этом случае ведущий также должен сам задать вопрос то­му, о ком вроде бы и позабыть успели, переключив та­ким образом внимание класса на других гостей.
Примерно за 15–20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Обсуждение

Обсуждение организуется следующим образом. Сна­чала ведущий спрашивает у присутствующих, кто из гостей показался более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными.
Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получи­лись, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками еще в коридоре.
Опыт показывает, что до данного этапа игра проводит­ся без особых затруднений, а все сложности начинаются именно на этапе обсуждения. Главная трудность – кого же считать настоящим тружеником, лентяем и бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различения на интуитивном уровне сказать об этом внятно и просто получается даже далеко не у всех взрослых.

Критерии различия

Чтобы разобраться, кому какие роли удалось (или не удалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать классу вопрос: «А в чем вообще безотносительно к на­шей игре принципиальное различие между тружеником, лентяем и бездарностью? Если мы сможем их различить, то это поможет нам разобраться и с нашими игроками».
На доске ведущий выписывает критерии различе­ния этих стереотипов, предлагаемые школьниками (см. таблицу), но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет. Единственное, о чем должен напом­нить ведущий игрокам, – это о том, что критерий различе­ния не должен быть применим ко всем рассматриваемым стереотипам: например, если какое-то качество есть у тру­женика, то либо у лентяя, либо у бездарности его быть не должно, иначе все оказываются одинаковыми. При этом сами ученики могут высказывать сомне­ния в том, что выписанные на доске критерии действитель­но позволяют различать труженика, лентяя и бездарность.
Очень часто в таких спорах участники игры сильно запу­ты­ваются, и в группе наступает некоторая растерянность (это особенно ощущается, когда игра проводится не в спешке, а при наличии резервного времени).

Комментарии к таблице

Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различения труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисованную на доске таблицу (см. таблицу, нижнюю часть).
Прокомментировать таблицу можно следующим об­разом. Выделяется только два основных критерия:
1) желание хорошо делать конкретное дело;
2) способность хоро­шо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь).
Труженик (настоящий, а не карикатурный) – это человек, который умеет и мечтать, и реализо­вывать свои мечты.
Лентяй (по определению) – это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле лентяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но не захотел (лучший пример – алкоголики, любимая тема разговоров у которых: «Вот какой я был раньше молодец, герой, супермен», «Вот если бы я раньше захотел…» и т.д.).
Бездарность – это тот, кто может и очень даже хочет, но абсолютно не способен (бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом). Бездар­ность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет, потому и бездарность.
Для логической полноты можно выделить и такой сте­реотип, который и мечтать о значительном не способен (разрушенная мотивационная сфера), и делать толком ничего не умеет (разрушенная операциональная сфера), – это скорее всего больной человек, над которым просто грешно смеяться.
И наконец, такой стереотип, который мечтает скромно и, главное, способен осуществлять свои скромные мечты, но не более того. Он свое место знает – это обычный, нормальный человек, у которого все как у людей (потому и норма).
Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стерео­типов? Если за критерий счастья взять степень соответст­вия того, что человек способен хотеть, и того, что он спосо­бен достичь, то счастливыми должны быть: а) труженик; б) как это ни удивительно, больной человек (если его, конечно, не обижать), ведь больному многого не надо; в) обыватель, так как звезд с неба он не хватает, да и не нужны ему эти звезды.
А вот несчастными должны быть лентяи – к своему несчастью, они часто бывают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожили жизнь пустую; а также бездарности – даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получается (если, конечно, она еще не впала в полный маразм).

Высказываются главные игроки

Быстро сделав такие небольшие комментарии к таб­лице, ведущий может под конец игры обратиться к глав­ным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой сте­реотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось. Не оказалось ли так, что, играя лентяя, игрок на самом деле, сам того не поняв во время игры, представил настоящего труженика (или наоборот)?
Нередко после знакомства с таблицей участники игры признаются, что им не удалось по-настоящему представить первоначально избранные роли-стереотипы. Опыт показы­вает, что трудно сыграть настоящего лентяя, чуть легче сыграть бездарность и труженика. Очень часто хорошо и убедительно удается сыграть обычного (нормального) человека.
Может оказаться и так, что кто-то из участников игры захочет поспорить со схемой (с преподавателем). Конечно, это хорошо, что игроки проявляют такую активность, но поскольку вопросы эти достаточно непростые и ведущий не всегда может сразу ответить на замечания игроков, то лучше перенести дискуссию либо на перемену, либо на послеурочное время (для желающих).

/По кн.: Н.С. Пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение /
Библиотека школьного психолога. Москва–Воронеж, 1996/

TopList