Кто кого поведет в музей? | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Кто кого поведет в музей?

История одной идеи. С продолжением

* не для оваций

Записала Мария ВОРОБЬЕВА


Педагог дополнительного образования из Москвы Татьяна Михайлова подкинула ученикам идею: пригласить родителей… в музей. Папы, получив на свое имя пригласительные открытки, не смогли отвертеться. И вот смешанные команды «родители – дети», получив одно задание на всех, отправились туда, где можно было вместе обсудить старинные автомобили, поскладывать из кусочков шкуру кабана, поработать с микроскопами…

С чего все началось? Мне директор дал два пятых класса и сказал: «Вот возьми и делай то, что считаешь возможным и нужным в свой дополнительный час».
И я стала думать. Урок театра – это понятно, но он всего один раз в неделю. А дети только-только из началки вылупились. И я подумала: надо, чтобы родители как-то поддержали в этой ситуации детей. Мне кажется, что, когда ребенок ощущает за спиной родителя, когда родитель не с кнутом стоит, а они вместе куда-то ходят, вместе веселятся, дурака валяют, ребенок чувствует себя защищенным.

Хожу, высматриваю

Идея с походами в музей давно у меня зрела. Мне кажется, что родители редко ходят в музеи с детьми. Ну, ходят в Третьяковку, Пушкинский, смотрят живопись, а во все остальные музеи дети как-то больше классом ходят. А классом – такая дурь идет! Когда шестиклассников или семиклассников загоняют в музей слушать лекцию, начинаются всякие хихиканья: ты на этого похож, а ты на этого! В общем, экскурсовод сам по себе, а они сами по себе развлечения ищут…
И я стала думать, как организовать такой культпоход, чтобы он действительно был культурным да еще стал поводом для встречи родителей с детьми. Чтобы они друг друга увидели по-иному, а не только в домашней обстановке.
И вот я две первые недели сентября ходила по разным музеям и высматривала, куда бы мне родителей вместе с детьми направить, чтобы и тем, и другим нескучно было. Сходила в Политехниче­ский, в Зоологический...
А сама думаю: первая четверть короткая, если я сентябрь упущу, то потом сложнее будет.

Пригласительные

Идея была в том, чтобы раз в месяц по выходным ходить в какой-нибудь музей командами «родители – дети». Сначала я подкинула ее детям. Дети как-то удивительно быстро подхватили, я даже не ожидала.
Потом я говорю ребятам: как-то надо родителей особенным образом пригласить — и я предложила написать приглашения чужим родителям. И мы стали писать пригласительные прямо на уроке. У нас там такая путаница получилась! Кто написал своим родителям, кто чужим. Кто отдал, кто не отдал – дети тоже не все знали родителей одноклассников. Потом мне мамы говорили: «Слушайте, так было приятно. Наш папа вдруг получает пригласительный билет от своего собственного сына!»
Но прежде чем говорить с родителями, я познакомила со своей идеей обеих классных руководительниц. Обе не возражали.

Важно, чтобы отцы

В 5«А» классе многие семьи имеют машины. Я представляла это так: вот папа за рулем, а с ним еще трое ребят – один свой и двое не своих. Я звонила, с родителями разговаривала. Во-первых, хотелось, чтобы это был именно папа. Ведь пап вечно нет дома, и они редко общаются с ребенком.
Чтобы папа поехал в музей со своим ребенком, один, без мамы, – это редкость. А тут еще и с чужими детьми! Конечно, это необычно, и я не знала, как папы отреагируют. Но мне было очень важно, чтобы были именно папы, потому что начали мы с Политехнического. Мне казалось, что мужчины больше получат удовольствия от этого музея, чем женщины. Так и оказалось.
На выбор было дано два дня – суббота или воскресенье. В субботу смогли не все, остальные в воскресенье поехали. Кто-то кого-то взял к себе в машину – и своих, и чужих. Я сама была только в субботу.
В субботу родителей было больше. Не только папы, двое дедушек пришли. Даже директор наш поехал со своей Олей и двумя чужими детьми. У нас в классе академик есть, педагогических наук, – так даже он пришел! А накануне ворчал: некоторые папы вон и по выходным работают, а мне тоже некогда, а чего это я должен идти...» Но когда наш директор сказал: «Да я тоже иду» – академику крыть-то и нечем.

Только три зала

Родители, наверное, сначала боялись, что им будет скучно. Но когда оказались на выставке старинных автомобилей… Машины же красивые, нельзя не получить от них удовольствия. Папы наравне с детьми восхищались, рассматривали. Очень серьезно отнеслись…
Задание для команд я дала такое: найти в музее, что для всех самое интересное, с чем ни один из них не встречался в жизни. То есть им нужно было договориться друг с другом об этом.
После старинных машин была игротека. Там они командами складывали головоломки.
Потом пошли в зал электросвязи. Когда я одна на разведку туда ходила, то вопросы им всякие подготовила. Например, кто придумал телефон? Оказывается, некий Александр Белл. Удивительный факт, но сам он ни разу в жизни не поговорил со своей женой и дочкой по телефону. А почему? А потому что они у него глухие были …
В основном мы осмотрели три зала. Но те, кто хотел, и по другим ходили. Я чего боялась? Чтобы дети не устали, чтобы у них негативные эмоции не появились. Поэтому на весь музей я дала ровно час: машины, связь и игротека – всё.

Девчонки и папы

Дети не просто глазели, охали-ахали, трогали, друг другу показывали, а обсуждали задание: что считать самым-самым интересным? И кто-то что-то записывал.
Отцы при этом выглядели по-разному, но никто не скучал. Кто-то всерьез изучал экспонаты. Кто-то показывал то, что ему самому было интересно. Директор ходил заинтересованный такой. Не только мальчики, были и девочки с чужими отцами. Кто-то был со своим дедушкой.
Я наблюдала за девчонками с папами. Как радовалась Саша, что ее папа пришел! Я ему три вечера подряд звонила и говорила: «Ну что, ну что, Леонид Игоревич?» А он: «Я не знаю, я занят» и так далее. Мне так хотелось, чтобы он в компании с Сашиной подружкой Люсей пошел. Люся всегда одна или с мамой. А тут с ней папа Саши поехал, так она такая счастливая была!

Пол-урока на обсуждение

На следующий урок в 5«А» я притащила фотографии автомобилей из разных цветных журналов – западные автомобили, отечественные, современные и ретро. Каждая картинка была разрезана на пять частей, и все части свалены в кучу. Каждый брал по кусочку и искал остальные части своей картинки. Так они собрались в команды.
Я дала командам задание на сравнение: какие из журнальных машин похожи на музейные? Они сразу определили два автомобиля. А почему именно эти? Они стали искать: вот крылья, вот корпус, впереди бампер…
А что вы нашли в музее самое необыкновенное? Была грузовая машина военных лет, они никогда ее до этого не видели… Автомобиль, который плавает, – «амфибия»… На игротеке был стул с гвоздями, на который они все садились… Я удивилась, что почти все нашли разное.
Этому обсуждению было посвящено пол-урока.

В параллельном классе

А в параллельном 5«Б» – совсем другая история. С ними мы ходили в Политех через неделю. Мы тоже писали пригласительные, но очень мало кто передал их родителям. Почему – до сих пор не пойму. Наверное, эти дети пока не верят, что можно с родителями ходить куда-то вместе. «Вот посмотрите, как я красиво написал, но все равно моя мама не пойдет».
А некоторые даже и передали, так толку мало. Один папа мне сказал: «Я получил пригласительный типа: «Дорогой...» – и там что-то непонятное написано и волк нарисован. Я ничего не понял».
В общем, из 5«Б» класса пришли четверо родителей и восемь детей. Определились, кто с кем поедет. Мальчик в этом классе есть, такой интеллигентный, воспитанный, деликатный, худого слова не скажет. И есть другой, тоже нормальный парень, но задира, а задирается просто потому, что ему нужно задираться. И вот с интеллигентным парнем накануне музея у них конфликт произошел (не буду рассказывать, это было не на моем уроке).
Ну так вот, собираемся мы в музей, и вдруг интеллигентный парень с папой берут этого хулигана в свою команду! Я так обрадовалась: ой, как хорошо! Это была, наверное, самая большая радость за весь день.
Или вот какой случай. Мы все ехали в метро. И была с нами одна мама, не москвичка, живет в Москве только первый год. Уж как она всю дорогу переживала, чтобы мы не заблудились! Но она была так заряжена, что в итоге сама же нас из метро и вывела, ни у кого не спрашивая.
Когда мы вышли на Лубянку, я подумала: вот и ребятишки так потихонечку будут осваивать Москву.

Родительское собрание

Классная руководительница «А» класса создала родительский клуб, который собирается раз в месяц. Я говорю ей: «Дай мне минут пятнадцать, чтобы я рассказала родителям подробнее про идею с музеями. Только можно я с ними для начала несколько театральных упражнений проведу, буквально пару минут» (мне казалось, что родителей надо «разогреть», чтобы у них тоже проснулся интерес друг к другу). Та не возражала.
Родителей было немного, чуть больше половины. Сначала классная руководительница примерно час говорила о своих требованиях... Когда она предоставила слово мне, я провела эстафету «Ай да я!». Все повскакивали, начали рассчитываться, хохот начался! И вообще такая атмосфера создалась – естественная, теплая. Я смотрю, они уже называют друг друга по именам. Ну, думаю, пора!
Сели снова в круг – и разговор о музее. Я рассказала об идее брать с собой не только своих детей. Рассказала, как важно, чтобы ездили именно папы. Сказала, что не хочу сразу вести детей в Пушкин­ский или в Третьяковку – не нужно, чтобы у детей был хоть малейший негатив. А вот естественные музеи – они близки к игрушкам. Политехнический, Дарвиновский, Зоологический – в них детям будет интересно, как мне кажется. А у вас, мол, какие пожелания будут?
Они стали тоже думать… Планетарий еще закрыт… Предлагали Музей космонавтики…
Я беру быка за рога: «Мы собираемся ходить регулярно раз в месяц по субботам. Ну что, в ближайшую субботу едем в Зоологический? Во сколько собираемся?»
И вдруг – тишина. Возникла длинная пауза.
Одна мама мне и говорит: «Вы не обижайтесь, пожалуйста, но я своего сына и так не вижу неделю, и в субботу мне идти в музей с чужими детьми как-то не хочется». Я ей тут же говорю: «В принципе ситуация живая. Пожалуйста, возьмите своего и кого-то еще. Кто не может в субботу, тот идет в воскресенье. И мамам не запрещено пойти. Пожалуйста, присоединяйтесь к той группе, где ваш ребенок или где муж».
И снова тишина…

А какие цели и задачи?

И тут один папа меня спрашивает: «А какие вообще цели и задачи?»
Когда он меня об этом спросил, то вначале я растерялась. Я побоялась честно сказать: «А хрен его знает!» Это раньше я умела лапшу на уши навешивать. А сейчас я чест­но пытаюсь найти слова, которые определяли бы мое понимание, но в данном случае я их не нахожу. Кроме разве что: «Неинтересно – не ходите»…
Можно было, конечно, сказать, что есть очень глубокий и большой смысл, но вы узнаете о нем в конце полугодия. Я, мол, открою карты, а пока не намерена этого делать. Но в тот момент не нашлась, что сказать.
Лепетала что-то типа: когда вы сами ребенка в музей ведете, то он, скажем так, дурью мается и никакие ваши призывы к порядку не помогают. А когда ребенок с чужим папой, хочет он или не хочет, но как-то подтягивается, как-то себя держит, потому что чужой отец все равно авторитет. Я им сказала, что этой идеей особенно загорелась, когда увидела в Политехническом, как дети общались с отцами...

Момент истины

И вдруг одна мама встала на защиту моей идеи, да так яростно, что я вообще-то не ожидала. Она вдруг говорит: «А я считаю, что это очень целесообразно. Потому что я работаю в фирме, куда приходит много молодежи, и они не знают, как общаться со старшим поколением. Происходит такой разрыв между поколениями. А для ребенка поездка в музей с чужим взрослым – это же как раз тот самый момент общения поколений».
Тут встает вторая мама и тоже говорит: «Мне очень нравится эта идея». И вдруг родители сами, без меня, стали обсуждать все эти вещи. И плавно перешли к обсуждению конкретной поездки. Они сами надумали ехать не в Зоологический, а в биологический музей. И не в субботу, а в воскресенье. До этого мы ездили в 10 утра. А здесь договорились на 12.00, чтобы выспаться. А потом стали говорить, что на будущее можно и совместные пикники устраивать, и в боулинг поиграть… Тут мне уже делать было нечего. И если на родительском собрании были в основном мамы, то в воскресенье папы приехали почти все. И классная руководительница тоже!

И снова на разведку

После родительского собрания я два раза была в биологическом музее. Первый раз полюбовалась красивым зданием. Второй – искала интересное в экспозициях, чтобы построить наш предстоящий поход в музей.
Эти страшные засохшие чучела – все это, конечно, в негодном уже состоянии. Но в музее — удивительные вещи. Например, там есть одна небольшая комната. В ней лежат куски меха, и из них нужно сложить шкуры разных животных. Что-то типа аттракциона. Это было первое, что я заприметила.
Потом взяла на заметку комнату с микроскопами…
А еще у меня в запасе была необыкновенно красивая выставка цветущих кактусов…

Как собрать команду?

На этот раз поехали аж 20 родителей. Кто-то был всей семьей, кто-то младшую сестренку взял… Первоначальная идея ехать командами по пять человек (двое родителей, три ребенка) рухнула. Машин приехало больше, чем нужно, и команды спонтанно получились разные: в каких-то машинах оказался один родитель, в каких-то двое, где-то больше детей, где-то меньше...
Я еще тогда подумала: надо бы хорошенько подумать, как устраивать команды, чтобы они не расползались…
А недавно я была в гостях у друзей, работающих в социоигровом стиле, и рассказала там все о моей затее. И мне тут же подсказали, как собирать команды «родители плюс дети». Оказывается, вся проблема в пригласительных.

Пригласительные на троих

Я вкратце перескажу идею, чтобы и самой почетче представлять.
Ученики делают две стопки с карточками. В одну каждый пишет и кладет карточку с именем своего папы, в другую – карточку со своим именем.
Теперь из стопки с именами одноклассников каждый вытягивает две не свои карточки и таким образом узнает, с кем он в команде.
Тогда они уже втроем из стопки с именами пап вытягивают себе какого-нибудь папу (только, чур, опять же не своего). Теперь они могут пойти выбрать открытку и от лица всех троих написать папе персональное приглашение. И тут три важных момента.
Во-первых, приглашения пишутся именно чужому папе, тогда ответственность и у него, и у приглашающей стороны больше.
Во-вторых, приглашения пишутся только по заявкам одноклассников, в которых они гарантируют, что их родители обязательно придут.
В-третьих, в приглашении нужно обращаться к родителям обязательно лично, по имени-отчеству, чтобы это не было приглашением вообще.
И в четвертых, в нем должно быть точно указано время и место встречи: у 3-го подъезда дома №12 (или на крыльце школы) в 10.40 (лучше в 10.38).
И подпишутся пусть обязательно все трое.
И еще такой момент: мамы могут присоединиться либо к своему ребенку, либо к мужу. Пусть сами выбирают. А отец может взять с собой кого-то еще из родственников или знакомых.
«До такого способа формировать команды еще дожить надо, однако делая все для того, чтобы оно так и случилось», – сказали мне напоследок. Я буду в этом направлении двигаться и обязательно попробую. Ну, может, не сразу.

С микроскопами заминка

Когда я ходила в биологиче­ский музей на разведку, то договорилась со служителями, что они к нашему приезду подготовят микроскопы. Приезжаем – а они ничего не сделали. Я думаю: вот оно, препятствие. Как будем выходить из этой ситуации?
Служители мне говорят: «Ну, вы погуляйте по нашему музею». «Понятное дело, – говорю, – погуляем». Это и предполагалось. Но уже не так, как я задумала.
А микроскопы освобождаются только через час с лишним. Я думаю: ох, устанут у меня детки за час-то с лишним!
И потихонечку всем сказала, что с микроскопами у нас проблема. Дала им задание: каждой группе собрать по три интересные вещи. И пошли они по всему музею гулять.

Там такая комната есть…

Там такая комната есть: нужно руку просунуть и по ощущению определить, что за предмет. А предметы были абсолютно простые – яблоки, груши, камень какой-то.
Еще можно было свой рост и вес измерить. В слонах, в кошках, в белках. Встаешь на весы, и тебе показывают, сколько кошек ты весишь.
Вот, смотрю, некоторые уже дошли до комнаты, где из кусочков меха надо шкуры собрать. Потом я узнала, что на этом задании не только я попалась, но и мамы, и папы, и дети. Например, все путали кабана и медведя. Подсказки здесь нет, в крайнем случае можно спросить у служащего.
Пока бегала про микроскопы договариваться (чтоб поскорее дали), смотрю: папа с двумя девчонками так внима-ательно за чем-то наблюдают. Я еще подумала: на что же можно так серьезно смотреть? А это они отгадывали, каким животным принадлежат следы.
Еще был огромный черепаший панцирь, под который можно залезать…
А потом фильм про животных начался – там стоит большой экран. Фильм типа спартакиады: животные бегают, соревнуются.
Дети почти все уселись на стулья, смотрят. И хохот такой стоит. Я подумала: «Может быть, не нужны уже эти микроскопы?» – и говорю: «Ребята, вы, наверное, устали, давайте поедем домой». Они в один голос: «Нет, нет!»
Ну, нет так нет. Давайте фотографироваться…

Кактусов накупили

Все-таки дождались мы этих микроскопов.
В комнату вошли строго 18 детей — по числу микроскопов. А родители и несколько детей остались за дверью.
Я за папами наблюдаю. Папы уселись и в мобильные телефоны уткнулись. Устали, по-моему, больше, чем дети.
А мамы с детьми пошли на выставку кактусов (я вовремя подсказала). И классная руководительница с ними. Кактусов накупили! Фотография такая есть (сейчас в стенгазете в классе висит): папы – с мобильниками, а мамы и дети увешаны кактусами и книжками.
Может, кто и скучал. А классная руководительница потом мне сказала: «А мы книжки про кактусы купили и сидели с ребятами на диване и их читали».
А я пошла посмотреть, что там с микроскопами.

Окончилась экскурсия

Вроде ничего особенного: на каждого ребенка по микроскопу, какие-то задания выполняют. Однако работают четко, никто не разговаривает, ничего лишнего. Я еще подивилась.
Под микроскопом – клетки, растительные и животные. Клетки окрашены, поэтому они переливаются. Красотища!
Сотрудница рассказала немного про эти клетки. Такой урок небольшой получился минут на 25 – самое то, больше не надо.
…Я вышла из музея усталая, просто никакая. А ребята – в порядке. А ведь прошел не час, не полтора, а два часа! Это очень много для музея.
Ну ладно. Окончилась экскурсия. Сели по машинам, поехали. Кто-то из пап купил своему экипажу мороженое. Кто-то кого-то повез вообще в кафе.
А в моем экипаже девочку одну укачало. Я предложила пересесть на метро, но решили ехать медленно дальше. Обратно мы ехали, наверное, часа два – по набережной, мимо Кремля, тихонечко…

По следам

А на очередном занятии я провела 10-минутную разминку по следам экскурсии: «Встаньте, пожалуйста, в ряд по алфавиту первых букв того самого интересненького, которое вы нашли». Всего надо было три вида интересненького найти. Но вначале – самое-самое, что им больше всего понравилось.
Они встали и начали друг другу говорить. Сразу пошли отклики на это.
Потом они вставали по алфавиту первых букв второго интересненького. Здесь уже меньше находок было.
Это, кстати, необязательно, чтобы ученики называли все, что заприметили. Что-то должно оставаться и в загашнике. Тогда какая-то тайна, невысказанность остаются. Потом, на перемене, в каких-нибудь разговорах им непременно что-то вспомнится – тогда и слова новые найдутся, и новый интерес появится.
И вообще никогда не надо отыгрывать ситуацию до конца. Это я давно знаю из театральной педагогики.
А на ближайших разминках «по следам» я собираюсь использовать «фотографии» и «скульп­туры». Пусть одни изображают музейные экспонаты в виде фотографий или скульптурных групп, а другие их отгадывают. Вот кактусы показывать, например, – это ж милое дело!
Или, скажем, одни называют эпитеты про «второе интересненькое», а остальные пытаются отгадать, о чем идет речь...

Крутая мама

В параллельном классе пришли четверо ребятишек и одна мама.
Но, представьте, это была мама мальчика, у которого бесконечные конфликты в школе. То, говорят, он в истерике, то ругается матом (я сама всего этого не видела, потому что на моих уроках он работает нормально). Маму постоянно вызывают в школу, ей уже противно туда ходить. И тут вдруг она приезжает на машине!
Борька, гордый, сажает нас всех четверых в машину — я впереди, а он сам и три девчонки сзади, – и мы едем в музей. И вот такой компанией мы ходили, смотрели, общались – дети, я и мама этого хулигана, которую постоянно вызывают на разборки в школу.
И я была счастлива. А Борька какой был счастливый! Он так радовался, что мама приехала! Мама крутая, на машине. И она им потом всем купила моро­женое.

Благодарная Россия

После похода предложила в 5«А»: «Ребята, папы на нас тратили время, давайте как-то их по­благодарим». Одна девочка сказала: «Я на компьютере сделаю открытку». Пока других идей у них нет.
А в «Б» классе предложила поблагодарить и мам. Особенно ту маму, которая всех повезла, а потом мороженым накормила. Может быть, на родительском собрании ей какую-нибудь «медаль за отвагу» вручить?..
А можно выпустить к родительскому собранию какую-нибудь газету. Написать воспоминания о музее, какие-то рисунки сделать, фотографии. Оформить красиво…
Или еще можно закупить цветную бумагу или красивые цветные обои. «Вот вам каждому кусок формата А4. Оформите на нем благодарность тому, кому хотите». Может быть, даже устроить небольшой конкурс…
А Вячеслав Михайлович Букатов, когда я ему позвонила, чтобы посоветоваться, сказал, что на тему благодарностей можно целое занятие сделать. Сначала надо выяснить, какие бывают благодарности: благодарно­сти в средние века, благодарности эпохи Возрождения, благодарности у дворян, благодарности у крестьян… И пусть дети выбирают.
Благодарная Россия, между прочим, на памятник Пушкину по копеечке собирала. А первый скульптурный памятник, на который народ деньги собрал, – это памятник Минину и Пожарскому. До этого в качестве благодарности ставили часовни и храмы.
А потом пошла дворянская традиция. Пусть сами вспомнят, какие были благодарности. Если царь благодарил, он вручал орден. Может быть, они захотят родителям орден вручить!
А кому-то в качестве благодарности давали шашку. Чекисты дарили именной пистолет. Может, они пистолет вырежут из дерева и на ручке напишут: «В благодарность за посещение Политехнического музея»? Может быть, они решат «поставить» часовню из спичек?
Главное – озадачить, а там, глядишь, они что-нибудь да сделают. Грамоты, открытки, вышивки, медали, ордена… В классе работу нач­нут, дома доделают. Только чтоб не забыли написать, кому и за что благодарность.
И скорее всего как только кто-то один начнет делать, все включатся, потому что рукоделие – оно затягивает.
Спасибо, Вячеслав Михайлович. Вот такую задумку мне еще предстоит осуществить. Обязательно потом расскажу, что из этого вышло.

«Милостивые государи»

Сейчас я пишу письмо, которое хочу разослать всем родителям 5«Б» класса, где у меня пока всё вкривь и вкось идет. Я пишу им письмо, но слова как-то не складываются, коряво получается.
Планировала написать где-то страничку, но мои «социоигровые друзья» сказали, что страничка – это очень много. Для начала набери, мол, на компьютере несколько фрагментов и детям дай. Пусть они сами выбирают, из чего составить письмо родителям. Пусть какие-то слова вычеркнут, какие-то впишут.
И вообще пусть дописывают то, что считают нужным. И пусть пишут тем языком, каким сами хотят. Тут им, правда, варианты подсказать хорошо бы. Ну например, «Милостивые государи… Во первых строках…» и т.д. А ты, мол, когда они все сделают, можешь подписаться.
Нужно достаточно тщательно замаскировать то, что тебе очень хочется. Точнее, не замаскировать себя, а саму себя запутать. Социоигровой стиль, сказали мне, – это запутать себя так, чтобы уже было непонятно, где твоя учительская выгода и в чем она, потому что она становится непредсказуемой.
Да я и сама понимаю, что, когда я лезу вперед со своими инициативами, то это выглядит навязчиво.
Идея с письмом мне ужасно понравилась. Обязательно, прежде чем в следующий музей идти, попробую на занятии это сделать. Только вот не знаю, куда идти…

Что дальше?

Мне кажется, что дети готовы к восприятию чего-то прекрасного. Это мое личное ощущение, интуитивное.
Похоже, мы созрели идти в Пушкинский или в Третьяковку. Но к этому, во-первых, надо готовиться. А во-вторых, иногда все-таки кажется, что чуть-чуть рановато…
Я спросила у Вячеслава Михайловича, как нам к Пушкинскому музею подступиться. А он меня огорошил. Говорит, начать надо с «экскурсии по стенам». То есть отправиться в музей, чтобы изучить все, что касается стен: подоконники, двери, наличники, воздуховоды, лампы, проводку… Как окна закрываются-открываются, какие шпингалеты… Какие ручки на дверях…
А потом музейное сравнить с тем, что найдем в классе: что между ними общего и в чем различия? То есть все эти ручки и шпингалеты в классе тоже нужно найти. А еще понять, а что же мы упустили. Вот, скажем, вентили на батареях не увидели. Или как плинтуса крепятся. Гвозди разглядели или нет? Дети таким образом, может быть, впервые увидят гвозди в плинтусах.
Главное – удержаться и не подсказать детям, чтобы потом они сами что-то обнаружили…

TopList