Совместная деятельность | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2007

Архив

Совместная деятельность

О проектировании работы с родителями

* уроки сотрудничества

Ирина ХОМЕНКО, кандидат пед. наук, преподаватель кафедры педагогики РГПУ им. А.Герцена


Принимая во внимание, что совместная деятельность с родителями строится на основе сотрудничества, можно выделить, в свою очередь, несколько направлений такой деятельности.
Итак, что можно сделать вместе с родителями? К чему их стоит и нужно привлечь?

I. Вовлекать родителей во внеурочную (творческую) деятельность

Сразу оговоримся, что охотнее всего в такой деятельности принимают участие родители учеников начальной школы. Этому способствует и тот факт, что со временем растет число неработающих матерей, ориентированных в большей мере на воспитание детей, чем на успешную карьеру.
Как же привлечь остальную часть родителей, разрывающихся между родительским долгом и необходимостью прокормить свою собственную семью?

Широкомасштабные акции
Эффективным методом могли бы стать периодические широкомасштабные акции, не требующие долговременного присутствия родителей в школе, но объединяющие их общей идеей взаимопомощи:
– сбор подписей в защиту чьих-то прав;
– помощь беженцам или бездомным, наркологическим центрам и детским приютам;
– создание медиатеки или зимнего сада в школе;
– выражение солидарности и т.д.
Помимо материальной выгоды такие акции несут большую воспитательную функцию – формируют активное гражданское сознание, уважение прав меньшинства, эстетическую культуру, учат видеть пользу от сотрудничества с людьми разного социального и имущественного статуса, разных религиозных и политических взглядов. Такие акции гораздо больше, чем можно предположить, влияют на становление идеи космополитизма среди школьников и их родителей.
При организации творческого мероприятия (постановка спектаклей, проведение праздников), целесообразно не бросать клич «Приходите, кто хочет!», а обращаться с индивидуальным приглашением к наиболее заинтересованным персонам, информируя остальных в обычном порядке.

Становление индивидуальности
Что такое «заинтересованная персона»? Это персона, которой школа смогла объяснить необходимость присутствия на том или ином мероприятии. Каким образом?
Учитель должен постоянно и наглядно показывать, насколько важна для конкретного ребенка психологическая поддержка родителя, как это влияет на становление его индивидуальности, его самооценки и отношений с миром. Как правило, ни один родитель не может устоять перед таким основательным аргументом, особенно если в дальнейшем учитель неоднократно подчеркнет, как сильно повлияло это внимание со стороны родителей на развитие их ребенка.

Не в домашней обстановке
Особое место занимает в совместной внеурочной деятельности проведение различных экскурсий, походов и т.д. Количество родителей, охотно принявших участие в подобных мероприятиях, сущест­венно возросло бы, если бы учитель своевременно раскрыл им, какие цели (помимо развлекательной или познавательной) преследует эта акция.
Известно, что большинство детей имеют те или иные проблемы как личностного (неадекватная самооценка, застенчивость, агрессивность и т.д.), так и межличностного плана. При полноценной подготовке (т.е. предварительном систематическом обсуждении проблем, возникающих у детей данного возраста) родителям будет легче увидеть своих детей в той обстановке, в которой они не могут их видеть дома, и сделать соответствующие выводы.

II. Стараться строить учебный процесс на основе реальной жизни учеников

Так, на уроках литературы или русского языка дети могут получать задания, непосредственно связанные с обращением к истории своей семьи, с изучением мнений родителей по тому или иному вопросу, возможно, написание сочинений об участии членов семьи в тех или иных
событиях.

Степень участия
Учителя могут задавать задания, которые невозможно выполнить без помощи родителей, бабушек или других родственников. Однако необходимо сразу определить степень участия родственников в выполнении подобных заданий.
Например, учитель ставит «5» ребенку, реферат которого был сделан на основе материалов, скачанных из Интернета мамой. Реферат получился красивым – в отличие от другой работы, за которую другому ученику тоже было поставлено «5», хотя он описал историю жизни своего деда на простой бумаге в клеточку. Естественно, не во всех семьях дома имеются компьютеры, поэтому педагогу следует подходить к помощи родителей очень аккуратно, чтобы не пострадала самооценка детей из малообеспеченных или неполных семей.

Приятные воспоминания
В творческие задания можно превратить и написание благодарственных писем, открыток, поздравлений (помимо стилистических навыков дети научатся выражать благодарность по самым разным поводам и самым разным людям, включая и учителей!).
А географию можно изучать не только по учебнику, но и по тем местам, где бывали сами дети вместе с семьей или где они хотели бы побывать (в данном случае приятные воспоминания о путешествии могут примирить школьников с необходимостью осваивать предмет).
Даже такой предмет, как математика, служит прекрасной возможностью потренироваться в расчете семейного бюджета, химия поможет вывести пятна с ковра и т.д.
Важно лишь то, чтобы сами дети чувствовали, что родители и школа – это единое сообщество единомышленников, призванное помочь им войти в жизнь наиболее подготовленными.

III. Вместе работать в направлении профориентации школьников

Сейчас, как никогда ранее, эта проблема становится все более и более актуальной. Многие родители хотели бы видеть своих детей успешными и состоявшимися людьми. Однако не только дети, но и сами взрослые не всегда представляют себе тот путь,который бы привел их ребенка к желаемому результату.
Рамки данной главы не позволяют подробно описать все возможности такой совместной деятельности, но привлечение широкого круга родителей, работающих в разных профессиональных областях, существенно увеличит диапазон выбора у школьников.

Профилактика необдуманных решений
Важно заметить, что отличительной особенностью сегодняшней профориентации является выбор молодыми людьми не столько той профессии, которая им нравится (как правило, многие ориентируются на престижные), сколько найти свое место в обществе в соответствии с имеющимися возможностями, умение грамотно и технологично выстроить свой профессиональный путь, который может проходить через разные области применения сил.
Совместной задачей школы и родителей должна стать и профилактика необдуманных решений молодых людей в профессиональной сфере: известно, что существуют криминальные способы зарабатывания денег, которые на первый взгляд выглядят достаточно безобидно и заманчиво, а в результате приводят к тяжелым последствиям.
В этой связи одним из элементов профориентационной работы может быть совместная организация молодежного труда – возможно, часть родителей могли бы стать потенциальными работодателями для школьников, а в дальнейшем выступать в роли поручителей (давать рекомендации) за ответ­ственных молодых людей, что существенно повысит их шансы при трудо­устройстве.

IV. Привлечь родителей (членов семьи) к экспертизе работы школы

В чем здесь плюсы и в чем минусы? Если родители принимали участие в разработке стратегии развития школы, то они невольно становятся и исполнителями своих идей. Соответственно необходимость оценивания результатов воплощения этой стратегии стимулирует их на активную помощь в течение всего учебного года.
С другой стороны, если стиль взаимоотношений семьи и школы далек от идеального и родители понятия не имеют о том, с какими трудностями приходится сталкиваться учителям и администрации для достижения стандартного уровня образованности учеников, привлечение родителей к экспертизе (на финише) вряд ли будет эффективным ин­струментом повышения качества образования.

V. Работать на создание попечительских советов школы или иных органов самоуправления

Мы не случайно поставили это направление в конце списка.
Создание попечительского совета является скорее итогом успешного сотрудничества школы и семьи, чем его началом. В процессе установления добрых отношений неизбежно выделяется та часть заинтересованных родителей, которые охотно и добровольно принимают участие в жизни учебного заведения. Они и составляют то полноценное ядро, проверенное временем, на которое можно смело опираться.
Но таких родителей надо выращивать самим. Как?
Об этом ищите информацию на сайте www.inter-pedagogika.ru.

TopList