Архив
«И тут очень важно удержаться от диктата»
Педагогические записки внимательной мамы
* ракурсы понимания
Татьяна ПОТЕМКИНА
Учителя обычно думают, что мамы в своих детях мало что видят: мол, они не профессионалы в педагогике. А мамы думают, что учителя, конечно, профессионалы, но к их ребенку относятся недостаточно вдумчиво, слишком строги или слишком снисходительны…
Когда я была молодой девушкой, то в отличие от своих сверстниц я никогда не мечтала стать ни фотомоделью, ни ученой дамой, ни знаменитой спортсменкой. Я хотела стать многодетной мамой. Мое желание всем, включая собственных родителей, казалось странным. И для его реализации нужно было как минимум выйти замуж, что я и сделала после окончания института.
Не сказать, чтобы очень удачно. Но теперь у меня трое детей школьного возраста, и на обдумывание мужских пороков и достоинств просто нет времени. Зато я слежу за ростом и развитием своего потомства и нахожу это занятие самым увлекательным в мире.
«Калькулятор»
Старшая, Маша, учится в 7 классе. Надо признаться, что именно она научила меня точности и собранности, ибо относится к типу детей под названием «калькулятор».
Уже к четырем-пяти годам она проявила свои склонности в полной мере. Помню, перед тем как отправиться в школу, она пришла ко мне с интересной идеей: продать свои старые игрушки. Во мне все возмутилось, ибо я сентиментальна и до сих пор сплю со своим медведем, подаренным мне на четырехлетие. Но я подумала: а почему, собственно, Маша должна быть похожей на меня? Правда, у мужа подобной практичности я тоже не наблюдала. Переборов искушение позвонить ему на работу с криком: «Вова, моя дочь не от тебя!», я сдержанно сказала:
– Замечательно, Маша! Блестящая идея! Чем я тебе могу помочь?
– Напиши бумажки с ценами!
Я села за Машин стол и, нарезав бумагу, написала под ее диктовку цены на игрушки. Маша торжественно сложила игрушки в сумку и ушла.
Когда я уже начала волноваться, не попала ли она в милицию, моя дочь торжествующе переступила порог дома с пустой сумкой. Бизнес удался на славу! Когда она пошла в школу, я сразу поняла, что если я буду ей давать деньги на завтрак, то ребенок умрет с голоду. Она не покупала себе абсолютно никакой еды, все деньги на завтрак шли в Машину копилку.
Быстро сообразив, я стала ей подсовывать бутерброды. Маша склонна к общению «ты – мне, я – тебе»: она мне вынесет мусор, а я ей за это красивую тетрадку. Я ей новую ручку, а она за это сходит к зубному. Я пару раз шла у нее на поводу, но потом поняла, что могу вырастить полноценного домашнего урода. И на корню это дело пресекла.
Дети-«калькуляторы», как правило, подвижны, хорошо сложены, не склонны к полноте, от природы дисциплинированны, режим и подчинение правилам им не в тягость, а в радость. Считать они научаются раньше, чем ходить. Они непривередливы к своему гардеробу, главное, чтобы было много карманов.
Совет мамам и учителям «калькуляторов»: остерегайтесь превратить ценные качества такого ребенка в пороки. Экономность при соответствующем воспитании перерастает в жадность или алчность, избыточное чувство долга может превратить жизнь в путь страданий, слепое подчинение правилам способно превратить человека в бесчувственную машину. Но если вы сами иррациональны, безалаберны, то отнеситесь с уважением к ценностям такого ребенка.
«Слухач»
Из-за Толика, который сейчас пятиклассник, мне пришлось изрядно поволноваться. Когда он отправлялся спать в свою комнату, а я с мужем пила чай на кухне и мы шепотом делились друг с другом новостями дня, по прошествии 15–20 минут в кухню вбегал разъяренный Толик и требовал, чтобы мы прекратили кричать и дали ему поспать.
Я повела ребенка к психиатру. Выяснилось, что дитя принадлежит к группе так называемых слухачей. Чувствительность к высоте, тембру, темпу и громкости голоса характерна для этих детей. С Толиком можно было говорить на самые разные темы, даже ругать за провинность, но делать это надо было непременно приятным и мелодичным голосом. Как только я повышала голос, мой сын просто отключался.
Однажды я отчитывала его за какую-то провинность. Толик притих и смотрел в пол. Я обрадовалась: мальчик перевоспитывается буквально на глазах. Неожиданно Толик сказал: «Мама, какой у нас узор на полу интересный! Сплошные лабиринты нарисованы». Таков «слухач»: не понимают его уши заунывного и монотонного голоса.
Известно такое заболевание – психогенная глухота: не слышать то, что неприятно звучит. Когда «слухач» слушает внимательно, он не может смотреть в глаза. В состоянии особой сосредоточенности и внимания для «слухачей» характерны закрытые глаза или неопределенный взгляд, направленный в некую отдаленную точку пространства. Напряженно вспоминая, они закрывают глаза, сосредотачиваются на самом себе и воспроизводят информацию законченным блоком, мелодией, а не отдельными звуками, словами.
Эти дети легко изучают иностранные языки. Музыка для них – здоровье, развитие, путь к успеху. И тут важно удержаться от диктата: пусть импровизируют, а не разучивают гаммы, слушают музыку, необходимую их настроению, потребностям, состоянию души. Разгневавшийся на вас подросток включит магнитофон на полную мощность и таким образом придет в состояние душевного равновесия.
«Слухачи» непритязательны, нуждаются в минимальном комфорте, звуковая атмосфера дома не должна быть травмирующей.
Родители и учителя, внимание! В подростковом возрасте «слухачи», стремясь уйти от трудностей реального мира, могут пристраститься к наркотикам и богемной жизни.
«Вождь краснокожих»
Труднее всех мне приходится с Мишей. Он третьеклассник, однако по сути – настоящий «вождь краснокожих». Командовать он мной начал буквально сразу после рождения. В школу я прихожу практически каждую неделю, поскольку он будоражит класс новыми идеями и постоянно что-нибудь вытворяет, чтобы привлечь к себе внимание.
«Вождь краснокожих» по своей природе – лидер, новатор, зачинатель нового. Отсюда его основные качества: жажда славы, честолюбие, гордость, неистребимая тяга к новизне. Повторяющиеся занятия «вождю» в тягость. Про таких детей очень правильно написал Григорий Остер:
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт –
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке уху сварить.
Раннее половое созревание характерно для этих детей. «Вожди краснокожих» постоянно переключают внимание с одного объекта на другой: постоянством они не отличаются. Они начинают сразу несколько дел и перескакивают от одного к другому, поскольку им необходимы новизна, движение, смена впечатлений.
Часто бывает трудно понять их речь, они говорят обрывками фраз. Лишние слова пропускаются. Ответа они требуют немедленно, а в голове уже созрел новый вопрос.
Любое ограничение свободы «вождь» не терпит, не важно какое: тесная одежда, закрытые двери, хождение за руку, ограничение времени прогулок, указания, что и как делать. Инстинкт свободы срабатывает моментально: вырваться и убежать, нарушить.
В переходном возрасте может начаться активная борьба за свое место во взрослом мире, которая принимает непредсказуемые формы: побеги из дому, конфликты с учителями, полное игнорирование родителей. Я это знаю и уже морально готовлюсь.
«Вождь краснокожих» мог бы отлично учиться в школе. К сожалению, нет еще такой школы, где учили бы тому, что интересно в данный момент времени.