Архив
Собственное достоинство ограждает от вредных соблазнов
Советы доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елены Левановой
* экспертное мнение
Записала Марина МАТВЕЕВА
Работать на
предупреждение
И мальчик 11–12 лет, и девочка чуть старше неизбежно столкнутся с тем, что ровесники или взрослые ребята предложат им покурить. Будут подначивать: «Боишься попробовать? Значит, слабак, маменькин сынок!» И что вашему ребенку этим искусителям ответить?
На самом деле не важно, как ребенок будет мотивировать свой отказ, какие доводы он произнесет, эти доводы даже могут взрослому человеку показаться смешными и нелогичными и тем не менее будут приняты подростками. Но ребенок может противостоять чужому мнению только тогда, когда у него есть собственное достоинство.
А собственное достоинство появляется у подростков, если вы в общении с ними переходите на уровень «со...» – содружества, сотрудничества, сопереживания, то есть обходитесь с ними, как со взрослыми.
Что обычно делают родители? Декларируют права подростка: «Ты уже взрослый...», но при этом обращаются с ним, как с ребенком, разговаривают только в повелительном наклонении: «Убери, подойди, не забудь...» Общаются с позиции сверху.
Узнав, что ребенок закурил, родители начинают антитабачную кампанию так: выдирают его, как сидорову козу, потом читают мораль, а затем грозят, что он будет наказан еще страшнее, если не выкинет эту блажь из головы.
А вообще-то начинать антитабачную и антиалкогольную пропаганду надо намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках, то есть работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение приносит организму вред, а пьянство просто разрушает личность, любую историю, увиденную по ТВ или услышанную по радио, – своими репликами расставлять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Это только кажется, что дети не воспринимают то, что говорят не специально для них, а при них. На самом деле все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина – точка зрения.
То есть загодя создавать ребенку окружение, с умом выбирая для него кружок или спортивную секцию – детский коллектив, где ребенок будет проводить много времени, где найдет друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11–12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья. Какие у него друзья? Он хочет быть на них похож?
В-третьих, как только ребенок дорос до 10–11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрослый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Подростки очень боятся собственной неуспешности, а успешность дает им уверенность. Появляется собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать своему приятелю «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не отравлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство ограждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.
Искать достойную
форму
Но так уж случилось, что ребенок закурил: вы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь?
Поискать правильную форму для выражения своего отношения к этому событию. Подростки обычно бывают против не сути наших требований, они уже интеллектуально развиты настолько, что понимают справедливость наших опасений. Их возмущает форма предъявления этих требований.
Попробуем поговорить с ними, как со взрослыми, то есть дадим им возможность самим принять решение. Они сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше изложить то, что произведет на ваше чадо наибольшее впечатление. На одних – и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учении, и про несовместимость курения и достижений в спорте... Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких наследников...
В общем, кури, зная свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.
Постскриптум от М.Матвеевой, записавшей советы Е.Левановой
Вооруженная научными рекомендациями, я, мама двенадцатилетнего сына, решила опробовать их на своем ребенке. В курении он вроде бы замечен не был, значит, у меня есть время поработать на предупреждение.
В минуту спокойного общения я рассказала, как в юности я сама отказалась от курения, потому что легкие – слабое место в нашем роду (бабушка в молодости болела туберкулезом), и значит, для нас такие табачные эксперименты с легкими могут закончиться печально.
Ребенок внимательно выслушал мой рассказ, не спорил и не кричал, как обычно: «Вы, ваше поколение... Мы, наше поколение...» Видно, принимать ограничения наравне со мной ему не показалось обидным. Расспросил, как лечат туберкулез сейчас, как лечили его раньше и кто еще им болел... Я уверена, этот разговор он запомнит.
Конечно, общаться с ним, как со взрослым, мне трудно. Когда я вижу это беззаботное разгильдяйство шестиклассника, этот пофигизм: не выученные вовремя уроки, не убранная вовремя комната, невыполненные обещания и ни малейших угрызений совести при этом – я не представляю, как он будет двигаться по жизни без моих пинков и окриков. Хотя понятно, что мои пинки и окрики достоинства ему не прибавляют. Значит, сначала работать над собой придется мне.