Архив
На что идут ученики, чтобы быть взрослыми
О социально-психологической подоплеке подросткового курения
* учителю на заметку
Станислав КОЛЬЦОВ
Для пробующего курить ребенка курение – это прежде всего признак взрослости. Примеры Тома Сойера и Гекльберри Финна здесь вполне иллюстративны.
Для подростка научение курению часто становится определенным ритуалом, инициацией, удостоверяющей самому ребенку (или его окружению) его социальную (возрастную и половую) дееспособность, его вступление в ряды взрослых.
Век назад Лев Толстой видел в этом обстоятельстве даже дополнительный аргумент против курения. Задаваясь вопросом «Когда начинают курить мальчики?», Толстой отвечает на него так: «Почти всегда тогда же, когда они теряют детскую невинность». Как бы то ни было на самом деле (при том что некоторые исследования подтверждают и такое соответствие), с социологической точки зрения существенно, что подобные ассоциации устойчиво возникают как у родителей, так и у самих подростков и по сей день.
Первая папироса
В 1970-е годы шумным успехом пользовалась повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Ее герои, подростки, подтверждая твердость своего решения «стать окончательно взрослыми», перво-наперво покупают пачку папирос. При этом раскуриванию купленной пачки ими придается особый демонстративно-знаковый характер.
О физиологическом удовлетворении от курения речь в таких случаях, как правило, не идет. Часто, напротив, «первое курение» дается с трудом и не без болезненных последствий.
Научение курению для большин- ства подростков оказывается обрядом так называемого «ритуала перехода». Аналогия эта оказывается тем справедливее, чем негативнее его родители относятся к курению собственного ребенка.
Дискомфортный опыт первого курения – как и указание взрослых на его вред – является фактором, удовлетворяющим необходимость физиологического и психологического преодоления инициационной границы. Это косвенно подтверждается даже медицинской статистикой – подростки с симптоматикой депрессии, болезненно переживающие переломный возраст, более, чем другие, склонны начинать курение.
Вызов обществу
Без вызова опасности искомое «посвящение» не может считаться действительным. Поэтому в детском фольклоре курение приобретает особый статус сознательного вызова обществу или здоровью: «Куренье вред, куренье яд, а я курю и очень рад», «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет» и т. д.
Курение дополняется такими вызывающе-демонстративными атрибутами молодежного поведения, как публичное сплевывание и нецензурная брань. Начинающий курить, как правило, не столько курит, сколько подчеркивает процесс курения: что он особенным образом прикуривает, что по-особому и держит сигарету (или папиросу), и выдыхает дым, и стряхивает пепел, и даже по-особому отбрасывает окурок.
Для молодежной среды копирование подобных действий оказывается весьма важными и знаково отмеченными деталями.
Магические
манипуляции
В кругу подростковом (и не в последнюю очередь женском) курение часто оказывается связанным с разнообразными магическими манипуляциями. Это и приметы, и гадания, и даже своеобразные заклинания, в большей или меньшей степени отражающие характерный примитивизм подросткового оккультизма.
Приведем для примера гадания, распространенные в конце 1980-х годов среди школьниц С.-Петербурга. Гадающая загадывает желание. Для этого она раскрывает пачку сигарет и вытряхивает из нее сигарету так, чтобы ее можно было вынуть из пачки зубами, не прикасаясь к сигарете руками. Затем сигарету прикуривают. После этого к ней можно прикасаться руками. Затем гадающая курит сигарету, не стряхивая пепел. Нужно внимательно следить за тем, в какой момент пепел упадет. Если он падает в тот момент, когда гадающая затягивается, то желание сбудется. Если пепел падает тогда, когда сигарета находится в руке, оно не сбудется. Если во время курения сигарета погасла раньше времени, значит, о курящем кто-то думает. Если в сигарете прогорела дырочка, это к несчастью (уведут любимого парня). Дать прикурить парню от сигареты, не вынимая ее изо рта, означает поцелуй.
В ряду соответствующих поверий упомянем также записанную в конце 1980-х годов «присушку», использующую традиционные для заговора перформативные формулы, но инновационно усиленные курением. Исполнение текста сопровождается определенными движениями:
Царь дым-дымок (дуешь на спичку),
Сделай милость (затяжка),
Приворожи раба Божьего (и. о. ф.)
(затяжка),
Чтобы он ел – не наедался (затяжка),
Чтобы пил – не напивался (затяжка),
К рабе Божьей (и. о. ф.) (затяжка),
Как корова к теленку (затяжка),
Как утка к утенку (затяжка),
Чтобы слово мое крепче камня было (затяжка).
Аминь (затяжка).
Аминь (затяжка).
Аминь (затяжка).
Демонстрация принадлежности
В курении взрослых много символизма. И подростки перенимают его с жадностью, добавляя свои по-детски наивные подробности.
Смысл рассказов, обыгрывающих, например, характерную разницу «своего» и «чужого» курения, можно считать фольклорным. К ним относятся рассказы о шпионах, пойманных потому, что они курят «по-иностранному» («русским» курением одно время считалось курить, держа папиросу большим и указательным пальцами, тогда как «иностранным» – между указательным и средним). «Городское» курение отличается от «деревенского», мужское – от женского и т. д.
Курение, таким образом, оказывается для некоторых подростков своеобразным дидактическим элементом социальной, идеологической, этнической и профессиональной идентификации. Поэтому курение для них становится доступной демонстрацией своей принадлежности к определенному социальному кругу, имеющему свои принципиальные отличия от всех других окружающих.
«Формула агрессии»
Курение оказывается своеобразной метой и способом установления «своего» социального пространства (в чем-то аналогичного тому, как животные метят свою территорию). Среди самих подростков оно обретает яркую коммуникативную маркировку.
Оказывается, что у подростков курение курению рознь. И обращение с просьбой прикурить предполагает ответ, который не сводится к «да» и «нет». Роль курения в подобных случаях предельно символична, это чистый маркер.
Кто «стреляет» покурить, скорее именно подчеркивает функциональную самоценность такого обращения, и само курение тут может быть и ни при чем. Известно, что с просьбы прикурить (или закурить) начинаются драки не только тогда, когда эта просьба не удовлетворяется (у Тимура Кибирова: «“Эй, дай закурить!” – “Ах, не куришь, козел?” И бей по очкам эту суку!»), но и тогда, когда просьба удовлетворяется как-нибудь «не так» (например, «не те» сигареты).
В быту подростков слишком типичны случаи, когда сама просьба закурить как бы уже изначально содержит угрозу и опасность. Прикуривание не исключает разных сценариев, но так или иначе чаще всего опирается на речевую и поведенческую агрессивность.
Просьба о закуривании как своеобразная «формула агрессии» становится даже темой общенародных шуток (напомним об эпизоде в «Бриллиантовой руке», где перепуганный герой Никулина на просьбу прикурить притворяется глухонемым). Не случайно в народе выражение: «дать (кому-нибудь) прикурить», носит всем понятный смысл наказания в отместку.
Стереотип
вседозволенности
Курение часто становится тем способом, благодаря которому подросток отвергает (вернее актуализирует) детскую нормативность и «асоциализует» социализацию, ранее приобретенную им.
Не случайно при всей своей распространенности в художественных произведениях тема курения традиционно используется при изображении антиобщественного поведения. Популярный образ отрицательного героя – будь то уголовник или просто хулиган – это, как правило, еще и образ курильщика.
Стереотипы такого рода укореняются уже в детском возрасте. Представление о курильщике у ребенка варьируется между представлением о взрослости и о вседозволенности: тот, кто курит, находится как бы вне всех тех правил и запретов, которые определяют что детскую, что взрослую жизнь вообще. Курильщику разрешено то, что запрещено другим. В мире, в котором можно курить, можно все что угодно.
Если б я был султан, я б имел мопед,
Мотоцикл «Урал» и велосипед.
Вот иду и курю «Беломорканал»,
Светофор подмигнул, я его сломал.
Выражаемое курением «антиповедение» носит характер в большей степени символичный, нежели реальный. Это, как сказали бы психологи, интериоризация, нацеленная на снятие стресса за счет воображения. Это попытка эмоционально восполнить некий разрыв между необходимым и возможным, повседневным и действительным. Курение не только мыслится, но и утверждается как необходимое и даже достаточное условие такого восполнения. Можно, например, вспомнить знаменитую в начале 90-х годов песню Виктора Цоя: «Но если есть в кармане пачка сигарет, / Значит, все не так уж плохо на сегодняшний день». Это тот минимум, который как бы еще позволяет мириться с невзгодами.
Иллюзия свободы
Вопреки заявляемым нормативным правилам отношение современного общества к курению наделяется пассивно-позитивным значением. Причем возможность негативной оценки курения, похоже, оказывается для самих курильщиков чуть ли не важнее, чем для их оппонентов.
Для курильщика и некурильщика аргументы о вреде курения строго медицинского значения чаще всего не имеют. Они отражают ту идеологию взаимодействия людей, которая оказывается необходимой для жизни в пространстве тех противоречивых правил и запретов, которые то и дело без устали транслируются в современном обществе.
Социологи указывают, что в условиях известной мозаичности современного общества любое идеологическое действие не обходится без так или иначе выраженного противодействия, на всякое «да» находится то или иное «нет». Такое противодействие может быть как реальным, так и символическим.
Вредное воздействие табака представляется сегодня более или менее доказанным фактом. На табачной продукции большинства стран мира красуется предупреждение о вреде курения. В рамках международных программ ООН по здравоохранению ежегодно отмечается «День без курения». В некоторых странах курение запрещено в общественных местах, и похоже, что в будущем таких запретов станет еще больше.
Между тем то ли вопреки, то ли благодаря всем этим обстоятельствам курение продолжает оставаться существенной характеристикой современной молодежи. Курение предполагает определенный выбор и в этом смысле позволяет молодым людям почувствовать себя свободнее, чем они есть на самом деле.
/По материалам книги К. Богданова «Повседневность и мифология», СПб., 2001/