Архив
Табакокурение в русской культуре
По материалам статьи К.Богданова «Курение как фольклор» в сб. «Мифология и повседневность», вып.2, СПб., 1999)
* история вопроса
Галина БАРИНОВА
Курение в народных пословицах и поговорках, по мнению филологов, очень часто знаменует финал – положительный или негативный. К примеру, в выражении «Дело – табак». Оно пришло из бурлацкой среды и первоначально имело в виду высокую воду, то есть доходящую до шеи, на которую бурлак привязывал кисет с табаком.
Табак – мелочь, которая стоит многого. Но сказать, что что-то случилось «ни за понюх табаку», – значит определить крайнюю степень дешевизны, но заплаченной за что-то существенное.
«Не по носу табак» – не по средствам, не по силам.
В воровском жаргоне «закуривать», «закурить» – значит «прийти к сознанию, что дело не удалось, потеряно, проиграно», «убедиться, что совершить задуманное не удалось».
Так что народные оценки курения сильно варьируются. Например, в простонародных сонниках XIX века «курить табак» обычно предвещало благополучие, тогда как «нюхать табак» – неприятность, а «курить сигару» означало убыток в торговле. Если снился табак вообще, то это, к сожалению, «угощать» табаком – обманывать кого-либо.
Дым отечества
Табак в Россию проникает в конце XVI века благодаря англичанам. Официальным мотивом запрета табака в России (1634 год) стали пожары. Неофициальной – настороженно-враждебное отношение ко всему иностранному.
По описанию Н.И. Костомарова, табак в то время курили таким образом. В коровий рог наливалась вода и вставлялась трубка с табаком: дым проходил через воду. Отсюда и обычное для того времени выражение «пить табак».
Политика Петра I явилась важнейшим фактором в распространении табака. До него табакокурение преследовалось светской и церковной властью как обычай, враждебный православию.
Петром же и его окружением вопрос о табаке ставился как знак новизны, реформ, идеологического обновления. Узаконивая и поощряя западноевропейский экспорт табачного сырья, Петр символизировал поворот к Западу, к освоению европейского опыта социальной жизни. Указом 1697 года продажа табака была объявлена казенной статьей доходов, а его употребление дозволено гражданам всех сословий.
Но экономические выгоды от продажи табака Петр подчинял выгодам идеологическим. И.П. Голиков в «Деяниях Петра Великого» рассказывает, что по возвращении из-за границы Петр отдал всю торговлю табаком в Москве на откуп одному из купцов. Патриарх, исходя из традиционного запрета церкви на табак, отлучил от церкви как самого откупщика, так и всю его семью.
Однако Петр «умел уговорить патриарха к перемене мыслей» и отменить уже вынесенное решение. Царь «представил ему, что употребление табаку допущено в России для иностранцев, приезжающих и живущих в ней, и чего запретить им не можно, а привычка у них к оному так велика, что если запретить его, то значит... запретить их въезд в Россию».
Осуждение табака оказалось равно осуждению самих нововведений и принятию собственной – не столько личной, сколько общественной и идеологически определенной – позиции, связанной с церковным расколом. Табак, явившийся одной из злободневных примет идеологических перемен, стал в этих условиях еще одним пунктом конфессионального разногласия.
Моральное зло
В русской культуре курение выступает как признак бездушия и безверия, что провоцировало многих авторов к морализаторству. Одним из тех, кто отдал такому морализаторству патетическую дань, был, в частности, Лев Толстой, заклеймивший курение как средство, заглушающее в человеке голос совести («Для чего люди одурманиваются», 1896): «Жизнь не такова, какая бы она должна быть по требованиям совести. Повернуть жизнь сообразно этим требованиям нет сил. Развлечения, которые бы отвлекали от сознания этого разлада, недостаточны или они приелись, и вот для того, чтобы быть в состоянии продолжать жить, несмотря на указания совести о неправильности жизни, люди отравляют, на время прекращая его деятельность, тот орган, через который проявляются указания совести, так же как человек, умышленно засоривший себе глаза, скрыл бы от себя то, что он не хотел бы видеть».
Благодаря курению человек проявляется, таким образом, с худшей – животной – стороны своей природы и становится способен к тому, чего бы «по совести» он никогда не сделал. Так, например, рассказывается о поваре, который, задумав зарезать свою барыню, не мог этого сделать, пока не выкурил папироску. Вспоминается о том, что сам автор курил тогда, когда ему хотелось забыть то, что он помнил. Спрашивается: «Почему игроки почти все курят? Почему из женщин менее всего курят женщины, ведущие правильный образ жизни? Почему проститутки и сумасшедшие курят все?» и т. д. То есть курение – это зло, потому что это прежде всего моральное зло. Медицинские аргументы важны, но особой роли в этом выводе они не играют.
Потеря чистоты
Представители официальной православной церкви традиционно оценивают курение как занятие греховное. Но осуждение курения к концу XIX века уступает молчаливому признанию церковью курящей паствы. Зато в Русской зарубежной православной церкви борьба с курением среди молодежи становится одним из важнейших направлений в стратегии поддержания религиозного движения.
Так, например, священник Александр Ельчанинов в своем парижском далеке, адресуясь к молодежи, проповедует:
«Низость и пошлость мотивов у начинающих курить – быть как все, боязнь насмешек, желание придать себе веса. Одновременно – психология труса и жулика. Отсюда отчуждение от семьи и друзей. Эстетически – это пошлость, особенно невыносимая у девиц. Психологически – курение открывает дверь всему запрещенному, порочному. <...> Первая папироса – первое падение, потеря чистоты».
Культурные традиции
В разных культурных традициях курение часто воспринималось как символ особого поведения, смысл которого оказывается многозначным и идеологически текучим.
В русской культуре конца XIX века демонстративное курение связывалось с образом студента-разночинца, нигилиста, социал-революционера. В Европе и Америке курение стало знаком-демонстрацией женской эмансипированности.
Для окружающих часто более важным оказывался не столько сам факт, что человек курит, сколько – какой табак и как. В начале ХХ века крестьяне курили исключительно махорку. Сигара же была знаком финансовой, социальной или интеллектуальной отмеченности. Их курили аристократы, барины и революционеры. То есть те, кто так или иначе противопоставлял себя «простым» согражданам.
Первым, кто закурил сигару в русской литературе, был Герцен. Сигара для него была напоминанием о временах бурной юности, ностальгической приметой мира, чуждого однообразию и наступающей безвкусицы. Потом курящие герои появились у Толстого («Холстомер», «Севастополь в августе 1855 года»), Гончарова («Обломов»), Гаршина («Встреча»).
Замечательную сценку, подчеркивающую социальную символику сигары, находим в «Хромом барине» А.Н.Толстого. Герой повести – крепостник, лицемерно пекущийся о крестьянских нуждах, – «однажды, приказав привести в комнаты кривого Федьку-пастуха, усадил его на шелковый диван, предложил сигару и сказал: “Теперь вы, Федор Иванович, самостоятельная и свободная личность, приветствую вас, можете идти, куда хотите, но если желаете у меня служить, то распорядитесь, будьте добры, и вас в последний раз высекут на конюшне”».
В революционные годы курению сигар противопоставлялось курение папирос. То было противопоставление не курительных пристрастий, а идеологических вер. Коль скоро сигара предполагает буржуя и вообще «слуг капитала», то папироса символизировала их антагонистов.